“Мы очень уставали, – говорила она, – но, вернувшись с поля и переделав нехитрые домашние дела, снова собирались вместе, у одной из подруг. Пели казахские народные песни, слушали частушки русских девчат. “Ой, Подгорна, ой, Подгорна, широкая улица…” – заливались их звонкие голоса.
“А потом началась война, – продолжала мама. – И задорных песен мы уже не пели. От зари до зари трудились в поле. Возвращались, шатаясь от усталости, и допоздна вязали фронтовикам носки да варежки. Мучил голод. На день давали норму хлеба – две маленькие лепешки, величиной с ладонь. Одна – мне, другая – Гульджахан. Она съест свою долю и жалобно смотрит на меня. Ребенок, что делать? Отщипну себе маленький кусочек, положу в рот, остальное – ей”.
Услышав эту историю в первый раз, я, родившаяся после войны, с обидой выговаривала старшей сестре: “Тате, как вы могли съедать мамин хлеб?”. Она смущалась и оправдывалась: “Я же маленькая была, и мне сильно хотелось есть”.
Когда в 1942 году ее отца взяли на фронт, Гульджахан было всего 5 лет. Сестра запомнила, как высоко он поднял ее тогда, почти до неба, и поцеловал на прощание. Письма с фронта приходили в стихах, отец сестры Толемисов Хасен, родом из с. Сумбе Уйгурского района Алма-Атинской области, был очень талантливым поэтом. К сожалению, уже в декабре 1943 года он погиб, защищая Родину.
Вспоминала мама и своего единственного брата Шыныбека, который тоже не вернулся с войны. Он был добрым, трудолюбивым, с большим уважением относился к старшим. Даже свою сестру называл уважительно Жекежан. Перед самой войной брат приехал в Алма-Ату. Мама вспоминала, что хозяйка квартиры, где он остановился с женой, спросила у молодой супруги: “Где ты нашла такого хорошего парня?”.
До войны Ауесбаев Шыныбек работал директором школы. Не могу без волнения вспоминать рассказ мамы о его проводах на фронт.
Все были верхом на лошадях. Бабушка Данебала со слезами на глазах обняла сына. По очереди попрощались с Шыныбеком все родные. Он пришпорил коня и поскакал на призывной пункт. Апашка обреченно смотрела вслед. И вдруг с плачем кинулась вдогонку! Снова обняла крепко-крепко, как будто знала, что делает это в последний раз. “Единственный мой”, – сказала ему напоследок. И до конца дней повторяла эти слова…
В Книге памяти, вышедшей в издательстве “Жазушы” в 2000 году, есть запись: Ауесбаев Шыныбек – рядовой. Родился в 1912 году в с. Узынбулак Алма-Атинской области. Погиб 18 июня 1943 года. Похоронен в Калининградской области в братской могиле”.
Я благодарна сотрудникам Государственного архива Алматинской области за сведения о дорогих для меня и моей семьи людях.
Как участник трудового фронта, моя мама Ауесбаева Жекей в 1995 году была награждена юбилейной медалью “50 лет Победы в Великой Отечественной войне”. Она не раз говорила нам: “Мы победили, потому что не на словах, а на деле знали, что такое дружба и единство”. Ей бы очень понравились слова белорусского президента Александра Лукашенко: “Главное – не позволить исказить историю, правду о той войне. Надо говорить: мы победили вместе!”.
Низкий поклон всем, кто ковал Победу!
БЕКМЕТЬЕВА Жамила Камаловна, г. АЛМАТЫ