Мы не рабы - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мы не рабы

Мы не рабы

Танцевально-боевое искусство африканских рабов на территории Бразилии не только не умерло, а, напротив, стало известным и популярным в десятках стран мира. Казахстанские поклонники капоэйры готовятся к юбилею – в январе будущего года исполняется пять лет, как эта уникальная, не имеющая аналогов бразильская система самозащиты появилась и в нашей республике.

  • 4 Января 2008
  • 1348
Фото - Caravan.kz

Это просто игра?

Спортивный зал алматинской общеобразовательной школы. Неровный деревянный пол, тускловатое освещение. И комната – подсобка для хранения музыкальных инструментов. Таков внешний облик Центра развития капоэйры в Казахстане.

Люди заглядывают сюда чаще всего из любопытства, где-то от кого-то услышав о новом для наших мест направлении в боевых искусствах. Приходят на тренировку, видят и пробуют изобразить движения, о которых прежде не подозревали, и увлекаются капоэйрой уже по-настоящему.

– Первый раз я пришла в этот зал с друзьями год назад, – рассказывает 17-летняя Елена Ухова. – Сначала вообще не понимала, что здесь происходит. Но занятия очень нравились. Меня, что называется, затянуло. В том числе захотелось научиться и музыке. Недавно тренер привез из Бразилии инструменты. Я купила себе беримбау. Теперь по вечерам учусь дома играть. Начинает получаться.

Музыка – составная часть капоэйры. Музыканты задают ритм, которому все остальные беспрекословно подчиняются. Это своеобразный язык общения капоэйристов. Владея этим языком, люди понимают друг друга без слов.

Помимо ритма тон капоэйре задают песни. На португальском языке. Встав в круг, поют все собравшиеся. В это время двое человек в центре круга выписывают замысловатые пируэты, делают стойки на руках и подпрыгивают вверх на высоту человеческого роста. Когда-то очень давно невольники отрабатывали таким образом технику нанесения ударов и уклонения от них. Втайне от своих надзирателей они учились защищать себя. А если те вдруг обнаруживали эту импровизированную тренировку, музыканты изменяли ритм и двое в центре круга продолжали уже просто танцевать. Современная капоэйра старается не изменять древним традициям. Натирая мозоли, занимающиеся продолжают тренироваться босиком. С одной стороны, потому что у рабов никогда не было обуви, с другой – незащищенная стопа дает больше возможностей для маневров. Круг капоэйристов называется рода, а то, что происходит внутри круга, на русском языке характеризуется глаголом “играть”.

Долой комплексы!

Что сегодня привлекает людей в боевой системе, созданной рабами?

Один из родоначальников бразильского искусства в Казахстане Рустам Балабаев считает, что, как и много лет назад, капоэйра предлагает простой способ почувствовать себя свободным.

– Человек раскрывается с помощью музыки и песен, – рассказывает Рустам. – Каждый находит что-то для себя. Капоэйра – это целый культурный пласт, и он очень многогранен. Ты можешь быть хорошим бойцом, певцом, танцором или игроком на инструментах. Многие мои ученики нашли здесь друзей. Не просто компанию для общения по интересам, а именно друзей.

Влияние бразильских ритмов на сознание всего лишь за одно часовое занятие мне довелось испытать на себе. Сначала мозг отказывается воспринимать происходящее всерьез. Посудите сами. Люди стоят посреди зала. Одни извлекают звуки из каких-то непонятных приспособлений, другие хлопают в ладоши, и все хором поют на незнакомом языке. Без тени смущения, как во дворе под гитару. Только начинаешь привыкать к мелодии, действие дополняется движениями внутри круга. Парни и девушки сменяют друг друга. Ты смотришь на них во все глаза, пытаясь уловить логику происходящего. Безрезультатно.

Но проходит еще некоторое время, и выбиваемый музыкантами ритм перестает восприниматься как внешний раздражитель и начинает звучать, словно изнутри тебя. Первоначальное чувство нереальности всего окружающего остается в прошлом. Как будто все так и должно быть: бой барабанов, песни на португальском и люди в белом в окружении коллег, стоящих на голове.

По словам Рустама, по поведению человека в роде можно судить о его жизненной позиции в целом:

– В роде, как и в жизни, каждый стремится по большому счету проявить себя. Допустим, человек занимается уже несколько месяцев. Прогресс налицо, он успешно осваивает движения. У него все получается. Но во время роды внутрь круга он не выходит – это дело индивидуальное, каждый сам решает – выйти ему десять раз или ни одного. Такое поведение символизирует, что он и в жизни определил для себя не главную роль. Он закомплексован, не уверен в себе. И если вдруг через некоторое время этот человек начинает проявлять активность, я спрашиваю, что происходит в его жизни? И выясняется, что он сменил работу, задумал какой-то новый проект или влюбился. Все это тесно взаимосвязано.

Сначала мозг отказывается воспринимать происходящее всерьез. Люди стоят посреди зала. Одни извлекают звуки из каких-то непонятных приспособлений, другие хлопают в ладоши, и все хором поют на незнакомом языке. Без тени смущения, как во дворе под гитару.

Только начинаешь привыкать к мелодии, действие дополняется движениями внутри круга. Парни и девушки сменяют друг друга. Ты смотришь на них во все глаза, пытаясь уловить логику происходящего. Безрезультатно.

Капоэйра может научить медведя грации кошки

Пять лет назад Рустам Балабаев начал собирать энтузиастов капоэйры.

Сам он черпал информацию из Интернета и художественных фильмов. Опираясь на базу восточных единоборств, которыми увлекался с детства, пробовал самостоятельно осваивать новые движения. Чем больше узнавал, тем больше росло его увлечение капоэйрой. Вскоре Рустам съездил на международный семинар в Москву, где познакомился с основателем группы “Аше Капоэйра” (Grupo Axe Capoeira) мастером Маркусом Антонио де Сильва. Бразилец по происхождению, одиннадцать лет назад он открыл первую академию капоэйры в Канаде. В этой академии Рустам Балабаев прозанимался три месяца:

– Там я изучал методику преподавания. Получил сертификат и вернулся с обновленным взглядом и огромным энтузиазмом. Каждый день мастер показывал все новые связки и комбинации, и казалось, что предела нет, что капоэйра бесконечна. Мастерство капоэйриста заключается еще в том, чтобы предугадывать действия партнера на несколько шагов вперед, как в шахматах. И быть готовым, что он в свою очередь точно так же пытается просчитывать тебя. Для этого требуется полная концентрация. Нельзя позволить себе расслабиться ни на секунду. Капоэйра – боевое искусство. Со стороны оно не смотрится грозным, потому что нет откровенного противостояния. Нет победителей и проигравших. По этой причине многие не понимают капоэйру. На самом деле в ходе борьбы-игры один человек наносит реальные удары, второй от них уклоняется. В этом суть капоэйры. Не блокировать удар, а увернуться от него. Многие думают, что первый специально промахивается. Нет, он хочет попасть, но второй человек всегда начеку. И если он ошибется, все может случиться. В ходе игры нет правил и загаданных ситуаций. Все спонтанно. Есть только ряд традиций, которым необходимо следовать. В Бразилии бывает, что игра в роде заканчивается смертельным исходом. Там в кругу собираются до сотни представителей разных школ, практикующих разную технику. В медленном ритме это, как правило, не слишком опасно. Быстрый ритм непредсказуем вдвойне. Может быть, поэтому все капоэйристы в Бразилии очень религиозны.

Рустам Балабаев начинал тренировать в Актобе и только полтора года назад перебрался в южную столицу:

– В Актобе у меня осталась группа, где человек двадцать занимаются очень серьезно. Как и для меня, капоэйра уже стала для них образом жизни. Я видел многих капоэйристов, и без преувеличений могу сказать, что ребята, занимавшиеся у меня по три-четыре года, достигли уровня, к которому другие не приходят и за десять лет. В Алматы у меня сейчас постоянно занимаются около тридцати человек. И многие также настроены очень серьезно. Меня часто спрашивают, поможет ли капоэйра в реальном бою. Обычно я всем отвечаю, что в реальном бою может помочь только автомат Калашникова. На улице никому нет дела до твоих регалий. Там действуют другие законы. Но одно могу сказать однозначно: капоэйра поможет человеку адекватно среагировать на любую нестандартную ситуацию. На мой взгляд, главное, что отличает капоэйру от других боевых искусств, – это креативность. Кроме того, я считаю, что капоэйра – это идеальный вариант фитнеса, где человек очень эффективно работает со своим телом без применения дополнительных утяжелителей. И еще капоэйра – это единственное искусство, которое способно обучить медведя грации кошки. Я видел людей весом по 150 кг, двигавшихся так нереально быстро, что просто захватывало дух. И, как любое боевое искусство, капоэйра дисциплинирует, дарит человеку ощущения силы и уверенности в себе.