Пилы выли, пеньки сочились…
Нет, поначалу все было весело. Сразу откуда-то появились и свет, и газ, и тепло. Министры и депутаты гуляли по старому городу пешком, без жен и без охраны. И, кажется, с удовольствием переживали вторую волну озорного студенчества. Повеселели одинокие горожанки и хозяева бутиков, кафе и бань. Взлетели на радость местным цены на аренду квартир. Словом, все было хорошо и радостно. Но это был всего лишь первый, “вегетарианский”, период становления столицы.
Вскоре город вздрогнул. Его столичный статус требовал жертв. Первыми пали раскидистые клены и тополя в центре старого города. Их вырезали, как врагов, безжалостно и безоглядно. В одних местах они неблагородно “лохматились”, в других – скрывали архитектуру, в третьих просто требовалось расчистить место под строительство, в четвертых просто так – мешали. Пилы выли, кроны рушились, пеньки сочились свежим соком, как слезами. За одно лето центр города облысел на радость пыли, всем ветрам и зною.
Здесь птицы не поют
А потом пришел черед реки. Заковали Ишим в бетонные латы. А всю богатую “зеленку” за набережной “съели” элитные жилые комплексы, первыми из которых стали печально известные “Курск” и “Титаник”. Одно непонятно: так ли уж было необходимо тесно “прижимать” к реке все эти замечательные здания? Невольно вспомнишь ехидную песню о городе, который, “отражаясь в мутных водах, кажется большим”. Был за рекою небольшой, но славный старый парк – с тенистыми аллеями, могучими тополями и даже дубами, с рощей танцующих берез. Птички чирикали, ежики шуршали, здесь признавались в любви и целовались. Сюда шли после выпускных вечеров и семейных праздников.
Аквапарк “сожрал” одну часть “неокультуренного” парка. На другой тесными рядами расположились кафе и рестораны, шашлычные и чебуречные. Ну и, понятное дело, аттракционы. Какое же дерево, даже самое мощное, выстоит перед коммерческим напором?..
Сейчас здесь дымно, чадно, шумно. Какие уж ежики – человеку небезопасно.
В общем, не сумели старожилы отстоять парк. А ведь все это “великолепие” вполне можно было перенести на несколько сот метров в сторону – и “зеленых” жертв не потребовалось бы. Нет, под флагом “лес рубят – щепки летят” застройщики и бойкие “коммерсы” устремились, как мухи, на самые сладкие места. И ведь кто-то им все это разрешил…
О чем мечтают астанинцы
Амбициозный новый город расположился на обширных дачных массивах. Для горожан это отозвалось большой болью и аукается до сих пор. За крайне низкую компенсацию вынуждены были они расставаться со своими участками. Дач вокруг Астаны практически не осталось, и купить редкую морковку или помидор с грядки можно лишь втридорога и только в старом городе. Бабулек с редиской и укропчиком в новый не пускают.
Итак, город лишился свежих овощей и фруктов, пенсионеры – приработка, астанинцы – возможности отдохнуть на свежем воздухе. Так что на алтарь столицы местные жители положили немалые жертвы.
Мы все любим новую Астану и гордимся ею, прекрасно сознаем феномен столь быстро выросшей столицы. Но есть и другая сторона медали – комфортность проживания в ней.
Безусловно, замечательно выглядят фигурно подстриженные кустики и деревья, “гвоздики” пирамидальных тополей. Одна беда: от них совсем нет тени. То, что так заманчиво выглядит на архитектурных макетах, в реальности довольно дискомфортно. В зной совсем некуда спрятаться от палящего солнца, в студеный зимний день – от ветра.
Может, мы ничего не понимаем в ландшафтном дизайне, но на раскаленных тротуарах почему-то мечтается о деревьях с раскидистыми кронами. Мечтается о спасительной тени. Если уж это невозможно, может, стоит подумать над какими-то искусственными сооружениями, арками из вьющихся растений? О скамейках с тентами над ними? Очень некомфортно человеку, открытому всем ветрам и палящим лучам. Ведь все мы – не “макетные” фигурки.
Елена НЕВСКАЯ, Астана