Каждый раз складывая покупки в полиэтиленовые пакеты, вы вколачиваете гвозди в крышку собственного гроба и ставите крест на здоровом будущем ваших детей. Почему важно отказаться от смертельно опасной продукции прямо сейчас, – наш разговор с основателем завода по производству биопродукции Мирасом АББАСОВЫМ.
Унесенные ветром
В пригороде столицы пятый год работает предприятие по производству биоразлагаемой продукции: пакетов для фасовки и хранения пищевой продукции, мусора, мешочков для экскрементов домашних животных, многоразовых хозяйственных сумок. Все эти изделия объединяет безопасность и экологичность – они не наносят вреда природе и человеку.
Создатель уникального детища, аналогов которому нет на всем пространстве СНГ, Мирас Аббасов – хирург из Алматы.
“КАРАВАН” побывал в цехе и узнал историю появления рукотворного экочуда.
– В 2002 году я переехал в столицу и впервые увидел летающие пакеты. Меня это потрясло. Тогда же узнал, что Мировой океан засорен пакетами и в этом пластиковом пятне нашли пакеты с логотипами казахстанского магазина! В Мировой океан их унесло ветром.
Тогда я поставил цель – бороться с полиэтиленовым злом. А когда в 2014 году объявили, что ЭКСПО-2017 по теме “зеленых” технологий пройдет в нашей стране, я собрал деньги и привез из Китая оборудование по производству биоразлагаемой продукции. Скептики говорили, что это не нужно, что рано и это можно применить в Казахстане-2050. Но мы запустились! – рассказывает Мирас.
Ни одна инфузория не пострадала
Основатель экозавода использует пленку из кукурузного крахмала, которая после многократного использования вместе с органическими отходами утилизируется на полигоне без дополнительных затрат на сортировку и переработку.
Такая пленка разлагается, не нанося вреда окружающей среде.
Подтверждение – европейский сертификат OK compost HOME, выданный на биополимерную продукцию предприятия как 100-процентно натуральную по составу.
– Мы проводили эксперимент: в климатической зоне столицы наши пакеты растворяются за 140 дней. Потом эту почву мы отправили на исследование в испытательную лабораторию “Республиканского центра почвы”.
Первый образец показывал, какой была почва до попадания в нее нашего пакета, второй – состав с уже разложившимся пакетом. Научные работники сами удивились, что почва не только не пострадала, но и улучшился ее состав (такой гумус можно использовать в саду-огороде).
Чтобы развеять сомнения, мы решили провести совместный эксперимент с учеными. Вот на днях получили результат – выводы первого исследования подтвердились. А еще раньше гранулы нашего биополимера исследовали на инфузориях, ни одна не погибла, то есть они абсолютно нетоксичны, – с гордостью говорит Мирас Аббасов и демонстрирует мне официальные заключения специалистов.
Усатые экоамбассадоры
Производство биоразлагаемой пленки включает 3 этапа. На первом проводится экструзия: в бункер аппарата, экструдера, засыпается сырье (в нашем случае это кукурузные гранулы из Испании), которое проходит термическую обработку в 5 тепловых зонах.
– Сырье разогревается до определенной температуры, превращается в массу, напоминающую тесто, на выходе она вытягивается и раздувается, постепенно охлаждается. Жижа превращается в пластичную массу, для которой на верху экструдера мы задаем размеры: ширину, толщину, складки. Через вальцы масса вытягивается и наматывается на бобину, – рассказывает Мирас.
– На втором этапе с помощью ротогравюрной пятицветной печатной машины наносятся логотипы заказчика и маркировка. На третьем этапе идет термоформирование – вырезка пакета (так называемых маечек, мусорных мешков и т. д.). На таком же станке производятся перчатки для кулинаров.
Помогают экопредприятию местные "охранники", экоамбассадоры и представители ОТК одновременно – Молибден и Черный.
– Во время работы экструдера появляется стойкий запах жареной картошки или грибов, мне этот запах напоминает детскую кашу, и эти ароматы привлекают грызунов. Но Черный и Молибден с ними успешно справляются, – говорит Мирас.
Две большие разницы
Линия предприятия рассчитана на выпуск 5 миллионов биополимерных изделий в месяц.
– Сейчас из-за снижения активности в связи с COVID-19 выпускаем 10–15 тысяч изделий в день. Наши крахмальные пакеты дороже по сравнению с обычным полиэтиленовыми – 25–60 тенге против 3–15 тенге. Однако это в 2–4 раза дешевле, чем западные аналоги.
С каждым годом количество потребителей экопродукции нашего завода растет – это малый бизнес, супермаркеты, граждане. 90 процентов продукции уходит на экспорт. Из-за пандемии объемы упали, но в последний месяц-полтора оживают и местные, и российские клиенты. Поступают заказы из Бишкека, Узбекистана, Украины, проявляют интерес Израиль и Германия, – говорит Мирас.
Технология изготовления биоразлагаемой продукции широко используется во всем мире. Недавно заводы по производству биополимера появились в Беларуси, Молдавии и Москве.
– Я ознакомился с их продукцией. Это биополимер, смешанный с синтетикой. Он такой же мягкий, красивый, с натуральным запахом, но не разлагается в естественных условиях. То есть его нужно утилизировать промышленным способом. В мире около 150 видов биополимеров, и 90 процентов из них требуют именно такого способа переработки. И в этом 2 большие разницы, – подчеркивает Мирас. – А еще во многих магазинах под видом биопакетов продают российскую продукцию из оксополиэтилена, который содержит специальную добавку, ускоряющую его распад на мелкие частицы пластика. Это устаревшая технология, в ЕС она запрещена, а в РФ развита, и они ее к нам везут, пользуясь пробелами в нашем законодательстве!
Общались, как дельфины
На предприятии Мираса работают сотрудники с инвалидностью.
– Сейчас на смене ребята с проблемами слуха – Алмаз Танатарұлы и Амиржан Алиев. Ребята молодцы – трудолюбивые, ответственные. Мы их обучили и предложили попробовать свои силы у нас.
Нашли они нас по цепочке: в столице работает 30 социальных предпринимателей, к которым обращаются люди с особенностями здоровья. Амиржан приехал из Туркестана, где нет работы, его супруга тоже глухонемая, работает у Эмина Аскерова. А Алмаза к нам привел Амиржан, парень перебивался случайными заработками, а здесь обрел стабильную работу, получает 120 тысяч тенге, – рассказывает собеседник.
– Первое время были трудности: я не знал языка жестов, и мы с ребятами, как дельфины, общались – взглядами, эмоциями. Они очень чуткие, по походке определяют, в каком настроении человек, и я у них эти навыки перенимаю. Молодой предприниматель трудоустраивает матерей-одиночек, бывших детдомовцев и осужденных
В моем штате – ребята с инвалидностью по слуху, зрению, колясочники, детдомовцы, пенсионеры. Для всех есть работа. Сейчас количество заказов упало, и часть сотрудников я перевел на дистанционку, но и на дому мои подопечные (среди них – слепые) шьют сумки, перебирают, сортируют, упаковывают биополимерную продукцию.
Часть прибыли от деятельности экозавода Мирас вкладывает в экопросвещение: конкурсы среди школьников и студентов, поддерживает экоклубы; часть тратит на посадку деревьев. А еще работники экопредприятия собирают пластмассовые крышки от бутылок и отправляют их в Караганду на похожее социальное предприятие. Вырученные деньги передаются на лечение детей с тяжелыми диагнозами и в местный приют для животных.
Каждый день – по чашке яда
2020-й внес коррективы в планы компании, но Мирас не унывает и надеется в скором времени запустить линию по производству биопосуды.
– Одноразовая полипропиленовая и полистирольная посуда при контакте с горячими продуктами и напитками выделяет бисфенол. Этот канцероген по формуле похож на женские половые гормоны. У женщин он вызывает заболевания половой системы, у мужчин – бесплодие.
Все эти смертоносные вещества накапливаются в ваших организмах, не выводятся и в итоге приводят к раку!
ВОЗ давно об этом говорит, 130 государств уже запретили изготовление и применение такой продукции, мы же делаем только первые шаги, – говорит собеседник.
Так, с прошлого года в республике запрещено бесплатное распространение полиэтиленовых пакетов.
– Из всего полиэтилена только 15 процентов выпускают местные производители, остальное – импорт. К нам везут этот мусор, который мы используем 10–15 минут, а разлагается он до тысячи лет! Весь этот яд аккумулируется на полигонах.
На полигон Нур-Султана ежедневно поступает 50 тысяч килограммов полиэтилена, и только 10 процентов идет на переработку. Это страшные цифры! И так – в каждом городе, – с тревогой констатирует основатель экопредприятия.
Начните с себя!
В планах Мираса – наладить производство местного сырья для своего предприятия совместно с Казахским агротехническим университетом.
– А еще я вместе с партнерами мечтаю открыть многопрофильный учебный центр для людей с особенностями здоровья. Максимум, что предлагают таким людям сегодня, – это обучение ремонту обуви, изготовлению ключей и домофонных брелоков. Остальное – их собственная инициатива и где-то – удача.
Мы же хотим обучать ребят техническим специальностям, производству товаров народного потребления, вентиляционных и систем кондиционирования, изготовлению гвоздей и шурупов, навыкам мастеров по техобслуживанию машин.
Причем делать это по принципу инкубатора: если после прохождения обучения у наших учеников появится желание открыть собственное дело, поможем им, выделив помещения. В перспективе планируем открыть подсобное хозяйство, общежитие, – поделился с нами планами собеседник.
Напоследок адепт экологии отметил: если вы хотите минимизировать влияние на экологию на потребительском уровне, используйте старые добрые тряпочные сумки-авоськи, сортируйте мусор по всем правилам – в чистом сухом виде разделяйте отходы по фракциям, чтобы они ушли на вторичную переработку.
И поменьше используйте бумажные пакеты, салфетки и прочие гигиенические средства.
– Для их изготовления используется белая бумага, которая производится из первичной целлюлозы. А ее получают с помощью массовой вырубки деревьев. То есть дерево могло еще жить, расти, вырабатывать кислород, а вместо этого пошло под пилу.
Если хотите пользоваться бумажными пакетами, они должны быть из вторично переработанной макулатуры, серого или коричневого цвета, как картон. Но эту бумагу нельзя использовать в прямом контакте с пищевыми продуктами, – рассказал Мирас Аббасов.
А мы, решив внести лепту в спасение окружающей среды и себя самих, приобрели биопакеты для дома. Официально подтверждаем: хлеб в таком пакете не плесневел несколько недель и даже приобрел новый оттенок вкуса!
НУР-СУЛТАН