"Мужской взгляд" и красота человеческого тела - Караван
  • $ 488.45
  • 529.19
+6 °C
Алматы
2024 Год
30 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Мужской взгляд" и красота человеческого тела

"Мужской взгляд" и красота человеческого тела

Как привлекательные обезьяны оправдывают своё превосходство ― одна из версий.

  • 24 Июня 2010
  • 4979
Фото - Caravan.kz

Понятие мужского взгляда пришло в общественные науки из теории кинематографа, где означало подачу видеоматериала так, как будто смотрит гетеросексуальный мужчина.

В фильме, снятом «мужским взглядом», камера будет намного чаще задерживаться на привлекательных частях тела женщины, а сюжет — затрагивать те темы и те точки зрения, которые интересны зрителю-мужчине.

Широко распространено утверждение, что женские тела по природе своей красивы, привлекательны и сексуальны, а мужские ― некрасивы, выглядят странно и не вызывают сексуального желания сами по себе.

Чаще всего это мнение высказывают гетеросексуальные мужчины, но не только они (и не обязательно все они его придерживаются). Нередко это убеждение разделяют гетеросексуальные женщины, добавляя, что в мужчине важнее не тело, а характер, ум, доходы и вообще «мужчина должен быть лишь чуть привлекательнее обезьяны». Это мнение ― один из аспектов «мужского взгляда».

Понятие мужского взгляда пришло в общественные науки из теории кинематографа, где означало подачу видеоматериала так, как будто смотрит гетеросексуальный мужчина. В фильме, снятом «мужским взглядом», камера будет намного чаще задерживаться на привлекательных частях тела женщины, а сюжет ― затрагивать те темы и те точки зрения, которые интересны зрителю-мужчине.

Из теории кинематографа этот термин разошёлся по другим сферам искусствоведения, а затем его подхватили исследователи гендера. В гендерных исследованиях «мужской взгляд» (male gaze) ― представление ситуации, визуальных и других образов так, как они воспринимаются и/или как выглядят привлекательными для мужчины гетеросексуального, типичного для патриархата, мыслящего в рамках сексизма и гетеронормативности.

Так появляется в числе прочего мнение, что женские тела красивы, а мужские нет, и превращается в социокультурный месседж, который усваивается с раннего возраста, и потому его нередко поддерживают представители любых групп. Источник обсуждаемого мнения очевиден: для гетеросексуальных мужчин женское тело более привлекательно сексуально, чем мужское.

Надо отметить, что есть разница между восприятием объекта как эстетически привлекательного, эротически возбуждающего и вызывающего сексуальное влечение.

Подробности различий между восприятиями ― тема для другой статьи, пока что достаточно отметить, что «мужской взгляд» в отношении человеческого тела объединяет все три уровня восприятия в один, из-за чего возникает смешение понятий.

В рамках этой статьи я буду использовать понятие «красивый» как суммарное обозначение эстетической, эротической и сексуальной привлекательности, смешивая понятия таким же образом.

Логично, что женское тело находят красивым гетеросексуальные мужчины и гомосексуальные женщины, а гетеросексуальные женщины и гомосексуальные мужчины находят более сексуально привлекательным мужское тело.

Распространённость одной точки зрения ― что «обнажённая женщина ― это красиво, а обнажённый мужчина выглядит странно» ― это распространённость точки зрения привилегированной группы (гетеросексуальные мужчины), которая не задумывается о том, что есть группы, не разделяющие её точку зрения.

Это одно из проявлений патриархальности, сохраняющееся в качестве социокультурной концепции неотъемлемой красоты и сексуальной привлекательности женского тела в отличие от мужского.

Защитники этого аспекта «мужского взгляда» часто ссылаются на давнюю культурную традицию. Однако эта «культурная традиция» ― не более чем доказательство давности существования проблемы. Действительно, изображения и описания красоты женского тела в классическом европейском искусстве встречаются намного чаще, чем мужского.

Но это вполне объяснимо, в частности, тем, что «на протяжении многих столетий женщинам не разрешалось заниматься искусством, а изображение обнажённого тела им и вовсе было запрещено, красоту женского тела открыли гетеросексуальные мужчины, а красоту мужского тела ― гомосексуальные мужчины».

Если посмотреть, скажем, на античное искусство, окажется, что мужские и женские тела представлены в равной пропорции и рассматриваются как одинаково красивые.

То есть сама по себе идея красоты женского и некрасивости мужского тела ― результат социальных и культурных процессов патриархального общества и основана на распространённом в нём гетеросексизме.

Какие проблемы порождает концепция, что «женское тело красиво и сексуально по своей природе, а мужское нет»?

― Обесценивание женской сексуальности, женского влечения к мужчине внутри гетеросексуальных отношений.

Согласно этой логике, мужчина хочет женщину, потому что она красива и сексуальна; но женщина не может хотеть мужчину как такового, вместо этого она реагирует на его желание. То есть женское влечение ставится в прямую зависимость от мужского и не существует отдельно от него.

Это, в свою очередь, порождает мнение «если мужчина хочет женщину, она не может его не захотеть», что укрепляет культуру изнасилования.

Приписывание женскому телу неотъемлемой сексуальной притягательности даёт повод для оправдания сексуального насилия, принуждения к сексу и сексуальных домогательств под предлогом «я не мог удержаться, она такая красивая и сексуальная».

― Двойные стандарты и асимметрия в демонстрации женской и мужской красоты и сексуальности в медиапродукции всех видов.

Любая продукция может рекламироваться с использованием изображений красивых и сексуальных женщин, причём подаётся их образ как «сексуальный». Красивые и сексуальные (и сознательно поданные таковыми) мужчины в рекламе появляются намного реже, обычно как сопровождение определённой узконаправленной продукции. Продукция для женщин всё равно часто рекламируется с использованием изображений женского тела.

В фильмах и сериалах гораздо чаще показывают обнажённых, полуодетых или одетых подчёркнуто сексуально женщин, чем мужчин. Существует так называемая «женская съёмка», при которой камера движется по телу женщины, начиная с ног и показывая все его достоинства ― бёдра, попу, грудь, и при этом часто не доходя до лица. На мужчинах аналогичная съёмка используется крайне редко.

«Мужской взгляд» способствует сексуальной объектификации под предлогом любования женскими формами и переводит женское тело в область публичной собственности.

В то же время демонстрация мужского тела как сексуального объекта часто ограничивается; например, при издании независимого эротического журнала для гетеросексуальных женщин издательство отказалось печатать снимки с изображением эрегированного члена, хотя печатало крупные снимки вагины в журналах для мужчин.

В порнографии, по многочисленным наблюдениям, существует два направления: порнография для гетеросексуальных мужчин и порнография для гомосексуальных мужчин.

В порнографии для гомосексуальных мужчин мужское тело показывается во всех подробностях, как объект эротического интереса. В порнографии для гетеросексуальных мужчин так показывается женское тело, мужчине в кадре уделяется мало внимания.

Также в этом виде порнографии существует направление лесбийского порно, которое фактически отражает стереотип «женщины ждут Настоящего Мужчину и пока развлекаются друг с другом».

Гетеросексуальной порнографии, в которой внимание сосредоточено на мужчине или хотя бы распределено поровну между участниками, практически не существует. То же относится к эротической продукции.

― Двойной стандарт в отношении гомосексуальности: отторжение мужской гомосексуальности и одобрение женской при условии, что в ней участвует мужчина в качестве определяющего фактора.

Гомосексуальные и бисексуальные мужчины, согласно этой логике, испытывают «неестественную» склонность к «некрасивым» мужским телам. Поскольку мужское тело не может вызывать сексуальный интерес у другого мужчины, те, кто его испытывают, считаются «извращенцами», и проводятся аналогии с сексуальным влечением к детям, животным, трупам и т.п.

В то же время влечение женщины к женщине поощряется, но в строго определённых формах. Оно считается допустимым, потому что, если женское тело настолько красиво и сексуально, вполне объяснимо, что другая женщина не может перед ним устоять, но при этом считается «ненастоящим», «временным».

Женщина должна отзываться на влечение к ней мужчины, поэтому в любых однополых отношениях женщин, с точки зрения «мужского взгляда», присутствует гипотетический Настоящий Мужчина, который «вылечит» женщин от их объяснимого, но «неправильного» влечения. (Отсюда происходят, в частности, изнасилования лесбиянок с целью их «излечения».

Эта же логика порождает мнение, что лесбиянки ― это женщины настолько некрасивые, что их не захотел ни один мужчина.)

Некоторые мужчины принуждают своих гетеросексуальных партнёрш пригласить в постель ещё одну женщину и заняться с ней сексом, ожидая, что партнёрша получит от этого удовольствие, потому что «не сможет устоять». При этом они категорически отказываются от предложения партнёрши пригласить в постель ещё одного мужчину.

Поскольку «мужской взгляд» пронизывает всю культуру и усваивается и мужчинами, и женщинами с раннего возраста, он оказывает определённое воздействие на формирование концепций привлекательности, сексуальности и влечения.

Многие гетеросексуальные женщины искренне считают мужское тело и гениталии «некрасивыми» и «смешными». Это результат культурного влияния: они с детства впитывают представления о том, что красиво, а что нет, и, соответственно, усваивают «мужской взгляд».

«Мужской взгляд», перенятый женщинами, частично формирует стремление к недостижимому совершенству тела, приводящее в ряде случаев к расстройствам питания и психическим расстройствам: анорексии, булимии, бесконечным комплексам неполноценности.

«Мужской взгляд» делает соответствие стандартам внешней привлекательности приоритетным признаком успешности женщины ― независимо от других её достижений. При этом к мужчинам подобных требований не выдвигается.

Раз мужские тела некрасивы, стараться не обязательно; мужчина привлекает женщину не телом, поэтому он может быть некрасивым, главное, чтобы был умным, богатым, интересным. Более того, гомофобы часто подозревают мужчину с красивым телом в гомосексуальности.

Мужская сексуальность тоже подавляется этой концепцией. Мужчины, приученные воспринимать своё тело как «некрасивое», не являющееся сексуальным объектом, не изучают и не используют все его возможности. Женщины, усвоившие те же установки, не только получают меньше удовольствия от взаимодействия с мужчинами, но и не стремятся расширять свои познания о мужской сексуальности или не могут реализовать некоторые из своих желаний.

Подчинение исходной концепции накладывает суровые ограничения на проявления мужской идентичности и мужской сексуальности, загоняя её в рамки стандартов патриархальной «мужественности». Таким образом, у мужчин тоже возникают серьёзные проблемы с образом тела, ощущением собственной привлекательности и идентичностью.

Разумеется, не все люди подчиняются давлению культурного месседжа о женской красоте и мужской некрасивости. Как и в случае с концепцией «идеального тела» и «идеальной семьи», реальность часто серьёзно отличается от её концептуализации.

Однако этот месседж пронизывает культуру и социальное взаимодействие и ограничивает их. Как бывает с любой глубоко укоренившейся концепцией, избавиться от проблем, порождённых идеей «женские тела красивы, мужские ― нет», быстро и просто не получится.

Существуют области, в которых общество допускает обсуждение мужского тела как красивого, то есть привлекательного для женщин. Это, в частности, область массовой культуры: обсуждать привлекательность мужчин-звёзд для женщин вполне допустимо.

Мужской красоте уделяется некоторое внимание в женской литературе (любовных романах) и ориентированной на женщин кино- и телепродукции. Но и в них повторяется месседж о том, что красота ― прерогатива женщины, для мужчины она необязательна и не является приоритетным качеством в его оценке.

Женщины выкраивают для себя другие сферы, в которых разрешается и поощряется внимание к мужской красоте, ― в интернете и в коммерческой печати есть уголки, где развёрнуто представляется красота мужского тела и формы мужской сексуальности. Эти пространства служат одним из методов решения проблем, вызываемых концепцией красоты женского и некрасивости мужского тела.

Другой метод, долгий и сложный, ― изменение традиций представления мужского и женского тела в массмедиа.

Кроме того, крайне полезно для избавления от этого и других проявлений «мужского взгляда» и патриархальной культуры понимание разницы между эстетическим, эротическим и сексуальным, а также между субъективным и объективным восприятием красоты на всех уровнях.

Эти концепции сейчас смешиваются друг с другом, а в сочетании с пережитками патриархата дают такие негативные эффекты, как описываемый распространённый месседж, жёсткие и неестественные рамки представления о женской красоте, ограничение проявлений и форм сексуальности…