В последние годы все больше мужчин в Казахстане вынуждены обращаться в различные клиники, центры по репродукции со своими, истинно мужскими проблемами…
«От худого семени не видать доброго племени» — эта древняя поговорка, в разных интерпретациях, присутствует в языках всех народов Земли. И неслучайно — еще древние египтяне и вавилоняне проводили вполне успешные опыты по селекции домашних животных и знали, что хорошее потомство можно получить только от могучего жеребца и красивой, стройной и здоровой кобылки.
Однако, когда речь шла о людском потомстве — в дело вступали совсем другие, небиологические факторы — религиозные, социальные, имущественные и прочие. Считалось, что душу в человека вселяет Бог, а качество » семенного материала» — дело, несомненно, важное, но все же второстепенное…
Однако о важности фактора «семя-племя» люди никогда не забывали. Оплодотворяющая сила мужской спермы в древнем мире возводилась в культ, фаллосу ставили памятники, а мужская способность воспроизводить как можно больше себе подобных была краеугольным камнем культуры.
Глава древнегреческого Пантеона богов — Зевс, судя по мифам, был большой «ходок» по женщинам, не пропускал ни богинь, ни даже скромных земных сельчанок, проявляя при этом незаурядную хитрость: то обернется золотым дождем, то лебедем. Европу он похитил в виде быка…И, заметим — всегда результативно: каждый раз у него появлялись сын или дочь.
Не отставали от Зевса и другие античные боги и герои. Например, последний, любимый сын Зевса, Геракл, был самым почитаемым героем античных греков не только за свои знаменитые двенадцать подвигов, но и за выдающуюся мужскую силу.
Как свидетельствует миф, царь Теспий, покоренный красотой, силой и умом Геракла, буквально умолял его дать наследников пятидесяти его дочерям. Герой любезно согласился и провел в доме у Теспия пятьдесят ночей. А в результате, как и положено, ровно через девять месяцев дочери принесли пятьдесят одного младенца — у одной из них родилась двойня. Все, кстати — мальчики! Правда, в некоторых вариантах мифа говорится о том, что все это свершилось не за пятьдесят, а за одну ночь, но это явное преувеличение — издержки культа Геракла…
Современные представители мужского пола — отнюдь не Гераклы. В этом можно убедиться, просто подойдя к зеркалу. Однако еще лучше — посетить кабинет врача — андролога, который может много рассказать о мужской способности к воспроизводству себе подобных.
А она, эта способность, неуклонно снижается, что весьма тревожит и врачей, и генетиков. И на этот счет есть просто пугающие научные данные. Группа исследователей из Копенгагена не так давно подвела итоги шестидесяти одного исследования спермы, которые проводились на протяжении пятидесяти лет — в 1940 по 1990 год в разных странах. Результат однозначен: в сороковые годы у пятидесяти процентов обследованных мужчин содержание сперматозоидов в сперме превышало сто миллионов на миллилитр.
В девяностые годы таких мужчин оказалось всего шестнадцать процентов. И такую же тенденцию отмечали ученые в США, Индии, Ливии, Нигерии, Перу.
Вообще, снижение настолько велико, что центрам, занимающимся проблемами бесплодия, пришлось пересматривать нижнюю границу нормы содержания сперматозоидов в сперме и снизить ее с шестидесяти — до двадцати миллионов на миллилитр. Человек проигрывает здесь многим видам млекопитающих, например, он в сутки производит столько же сперматозоидов, что и крохотный по сравнению с ним хомяк.
Ну и что, скажет какой-нибудь оптимист? Что сто, что двадцать миллионов — какая разница, если для оплодотворения яйцеклетки нужен только один-единственный сперматозоид? И, вроде бы, они правы — повод для оптимизма у них есть. Исследователи одного американского университета (а там любят часто ставить и исследовать самые невероятные научные вопросы) — попытались подсчитать, сколько всего семенной жидкости орошает женские гениталии за одну минуту, на всей планете.
И вот что у них получилось: каждую минуту на Земле совокупляются 34,2 миллиона женщин и мужчин. Совокупный эякулят (количество спермы) составляет 43 тысячи литров в минуту. Это сопоставимо с выбросом гейзера в Йеллоустоунском национальном парке США, однако гейзер фонтаном кипятка бьет в 11,3 раза реже… В этом количестве спермы, по расчетам, содержится биллион девятьсот девяносто миллионов сперматозоидов, и в том гипотетическом случае, если бы на каждый сперматозоид была одна оплодотворенная яйцеклетка, то каждую секунду на Земле могли быть зачаты три миллиона детей….
Понятно, что здесь мы имеем дело с чисто гипотетической возможностью, своего рода статистической игрой, правда — имеющей под собой реальное основание. Масштабы производства сперматозоидов просто поражают! Но дело не только в количестве живчиков в этой белой жидкости — резко снизилось и их «качество».
Другие многочисленные исследования показали, что от трети до половины человеческих сперматозоидов имеют анатомические отклонения от нормы: причудливые или странные формы головки или хвостика не позволяют им плыть в правильном направлении. Чтобы было наглядно, представьте: дама, при всем «параде», вышла на прогулку, чтобы познакомиться с любезным и красивым кавалером и завести с ним серьезные отношения, а перед ней — миллионы калек и уродов, которые еле-еле передвигаются… Да через такую толпу нормального мужчину и увидеть трудно! Как тут завести здоровую семью? Именно в такую ситуацию попадает яйцеклетка женщины со сперматозоидами современных мужчин…
Все больше среди мужского племени распространена такая патология репродуктивного аппарата, как астеноспермия, или слабая сперма. Это значит, что сперматозоиды у мужчины есть, но они еле двигаются, а порой, вообще неподвижны. Такие сперматозоиды-«задохлики», как предполагают известные ученые-генетики — результат мутации ДНК, вызванной различными факторами. Такого мнения придерживается известный английский генетик, профессор Оксфордского университета Брайан Сайкс. Вообще он считает, что мужскому полу грозит вымирание, обусловленное неисправимыми генетическими дефектами мужских половых клеток. Взять хотя бы способы, к которым прибегают при делении женские и мужские половые клетки. Они радикально различаются, и мужская половина проигрывает женской по всем статьям.
Яйцеклетка женщины претерпевает всего двадцать четыре деления к тому времени, когда она готова к оплодотворению. Неспешный ритм деления яйцеклетки гораздо надежнее сохраняет ее от мутаций, чем сперматозоиды, которые производятся в семенниках мужчин с поистине лихорадочной скоростью. Это настоящий «горячий цех» мужского организма, где сотни миллионов сперматозоидов «штампуются» каждый день. А генетики знают: чем выше скорость деления — тем больше шансов негативных мутаций ДНК…
Вопрос этот малоисследован, но некоторые данные говорят за то, что к печальному положению с человеческими сперматозоидами привело широкое применение химических препаратов, использование синтетических гормонов, загрязнение окружающей среды пестицидами, которые попадают в организм людей с пищей и водой и накапливаются в клетках, отравляя их.
Огромная опасность может таиться и в генетически модифицированных продуктах питания. Например, недавние опыты профессора Ирины Ефимовой из России показали, что после кормления мышей генетически модифицированной соей почти все самцы мышей рождаются вдвое меньшего размера и бесплодными. А эту самую сою наши граждане в огромных количествах поедают с колбасой, сосисками и прочими мясными продуктами…
Да что там продукты, если обычная упаковка может нести вред! Например, в пластиковой упаковке, в которую сегодня во всем мире заворачивают продукты, есть такие вещества — фталаты. Эксперименты на животных показали, что эти вещества нейтрализуют действие мужских гормонов-андрогенов, таких как тестостерон. Во время приготовления пищи в микроволновых печах они попадают в еду. Правда, сегодня считается, что эти дозы фталатов для человека мизерны, но никто точно не знает, при какой концентрации они могут вызвать снижение выработки сперматозоидов…
Проблема мужского бесплодия затронула и Казахстан, с каждым годом у врачей — андрологов прибавляется пациентов. Врач Альжан Идрисов, специализировавшийся по андрологии в России и США, считает, что проблему эту сегодня в нашей стране недооценивают, а она углубляется с каждым годом.
— Почему девочек и девушек — подростков обязательно осматривает врач-гинеколог, а для юношей осмотр андрологом — чрезвычайно редкое явление? — вопрошает он. — К врачам обращаются зачаcтую тогда, когда лечить мужское бесплодие уже поздно. А ведь мужской репродуктивный «аппарат» очень хрупок, исследования показали, что генетические нарушения в мужских половых клетках возникают в десять — пятнадцать раз чаще, чем в женских. Нужны регулярные профилактические исследования подростков и мужчин, нужна пропаганда мужского здоровья, но об этом и мечтать сегодня не приходится…
Врач — андролог в Казахстане — весьма редкая специальность. В штате обычной поликлиники его, как правило, нет. Их можно найти только в специальных центрах, в крупных городах. Для исследований и лечения мужского бесплодия нужно дорогостоящее оборудование, недешевые лекарства. Да и вообще проблема мужского бесплодия еще не осознается обществом, как острая. Поэтому совет всем мужчинам: позаботьтесь о своем здоровом потомстве сами. Если только время не упущено…
Рисунок с сайта http://novaya.com.ua