Дышат ядовитыми парами, очищая воду
Очень скоро на алматинский горводоканал ляжет дополнительная нагрузка. Начнет активно таять снег, и вода понесет с гор весеннюю грязь вперемешку с городской пылью. А ведь именно из горных рек получает питьевую воду треть города. Обеззараживают питьевую воду коллектив станции водоподготовки «Алматы Су», где работают милые женщины — коагулянщики третьего разряда Светлана Кузнецова, Валентина Кутищева и Куляш Аманбаева. Их профессию нельзя назвать пределом мечтаний слабого пола. Для очистки воды используют вредные химические реагенты — это хлоросодержащие вещества и различные коагулянты. Первые убивают бактерии. К частицам второго «липнут» различные примеси, имеющиеся в воде из открытых источников, получаются тяжёлые комки, которые выпадают в осадок и уходят на дно в отстойнике. А вода уже без примесей идёт в фильтры, а затем после нескольких этапов очистки в наши краны. И чтобы жители города могли пить чистую воду, женщинам приходится дышать ядовитыми парами химикатов.
Светлана Владимировна и Валентина Владимировна работают на очистных сооружениях с 2001 года, Куляш Касымовна – с 1995-го. То, что работа тяжелая, их сразу предупредили, но они все же решили связать свою жизнь с водоочисткой.
«Изначально меня пугала эта работа, потом привыкла. Работа сутки через трое для женщины – это очень хорошо. К тому же нам оплачивают дополнительно 4% к зарплате за вредность, дают молоко, и на пенсию мы уходим в 55 лет. Мой муж тоже более 30 лет работает в горводоканале, здесь же работала моя свекровь, так что у нас семейная трудовая династия», — рассказала Светлана Кузнецова.
Для мамы четверых детей Валентины Кутищевой удобный график работы тоже является немаловажным фактором, удерживающим ее на вредной работе. К тому же на этом предприятии работала ее мама, которая и передала отдел реагентного хозяйства, так сказать, по наследству.
«Еще в детстве приходила сюда к маме. Работа, конечно, очень тяжелая. Здесь ядовитые пары хлорного железа, сернокислого алюминия. Но так как мы работаем сутки через трое, то и заболеваний никаких у нас нет. Проходим ежегодную медкомиссию. Наша работа требует и физическую силу: у нас косьба, тяжелые бочки поднимаем (есть конечно тельфер, но иногда приходится эти кадки переворачивать)», — поделилась Валентина Владимировна.
Куляш Касымовна – самый опытный работник, сейчас рассматривает возможность выхода на пенсию. Дети уже все выросли, а работа, как отметили ее коллеги, очень тяжелая.
Деятельность на очистных сооружениях — больше сезонная. В паводковый период женщины выкладываются по полной программе. Зимой работают на территории, чистят снег, следят оборудованием. Сотрудницы горводоканала считают, что их работа – больше мужская, так как она связана с реагентами, а иногда и с поднятием тяжестей. Но, как заметила Светлана Кузнецова, мужчинам здесь нельзя работать, потому как от химикатов у них может возникнуть половое бессилие. На женском репродуктивной системе, к счастью, это никак не сказывается. И много девочек, работающих на очистных станциях, уходит в декретный отпуск. Все женщины сходятся во мнении, что работа на очистных — это большая ответственность. Все-таки вода – самая жизненно важная для человека.
«Ответственность большая. В сезон мы стараемся не расслабляться. Ежечасно происходит контроль за водой, ежечасно лаборанты нам звонят и задают долю необходимого раствора, и мы должны обеспечить точную подачу их на отстойники. Если что-то пойдет не так, то полетят головы, и не только наши, но и наших инженеров. Правда, у нас таких случаев не было, мы стараемся. Если переборщить с коагулянтами, то вода может перекрасится и в краны пойдет желтая вода с вредными примесями. Такого не должно быть. И мы следим за этим. У нас есть лаборатория, фильтровальная, барабаны. Коллектив большой и много отделов, все выполняют свои обязанности», — сказала Светлана Владимировна.
В смене с нашими собеседницами работает 15 женщин и 5 мужчин. Причем мужчины работают в основном слесарями и электриками. Представительницам слабого пола нет никаких поблажек. На вопрос, есть ли в Казахстане гендерное равенство, Светлана Кузнецова ответила:
«Мне кажется, что женщинам тяжелее, чем мужчинам. На женщине и дом, и дети. А мужчина отработал, пришел на все готовое и отдыхает (как мой муж, например). Я его должна приготовить, убрать, собрать его на работу, встретить с работы, проводить на работу. На женщине больше обязанностей. Может, женщины выносливее, чем мужчины. Как говорит моя свекровь, мужчин нужно жалеть».
С ней согласилась и Валентина Кутищева:
«На женщине лежит много обязанностей. И, по моему мнению, она не выбирает профессию. Если нужно, она пойдет на любую работу. К примеру, здесь физически тяжело, но так как нужно поднимать детей, тянуть семью, женщины соглашаются работать. Так как здесь сутки через трое, многие коллеги устраиваются на вторую и третью работу».
По мнению Куляш Аманбаевой, наш менталитет не позволяет женщине быть на первых ролях, особенно в быту. Но в некоторых восточных странах ситуация гораздо хуже.
В постоянном напряжении у истоков тепла
Аппаратчик химводоотчистки котельной — это профессия, от которой зависит комфорт в домах, бизнес-центрах, больницах, школах и здоровье сотни тысяч жителей города. Ведь для работы теплоэнергокомплекса нужны не только газ. Очень важно, чтобы по трубам теплосетей текла соответствующая специальным требованиям вода, которая не навредит ни оборудованию, ни трубам, ни батареям. И в обязанности аппаратчика химводоотчистки входит контроль за параметрами и качеством воды. Эту профессию и освоила Сабира Мусаева, посвятив ей почти десять лет.
«Я осуществляю докотловую обработку воды – это делается для сохранности оборудования, чтобы котел не засорялся накипью. Когда прихожу на работу, делаю обход, проверяю оборудование химводоподготовки, систему очистительных фильтров, насосы, запорно-регулирующую арматуру, а также отслеживаю показатели всех контрольно-измерительных приборов: нужен контроль и за давлением, и за температурой, и за концентрацией растворов. Согласно графику отбора проб, беру анализы, контролируя качество воды, все записываю в журнал. Выработка тепла идет беспрерывно, значит, и подготовка воды, контроль за этим нужны круглосуточно. Мы всегда должны быть начеку. Поэтому работаем по 12 часов посменно», — рассказала она.
Работа аппаратчика требует постоянного внимания, напряжения точности и аккуратности — все-таки это химия и техника, и обязательно соблюдения правил техники безопасности.
«Сначала было страшновато, конечно, со временем я вникла в производственные тонкости, поняла технологию, как обрабатывать фильтры, как идет вода в теплосети. Коллеги мне в этом помогли», — поделилась Сабира.
У аппаратчицы двое детей, они каждый день провожают маму на работу и гордятся ее заслугами.
«Я везде успеваю, ко всему отношусь с позитивом. Мне многие говорят, что я – батарейка», — улыбается она.
По ее словам, иногда работа требует физической силы. Например, когда нужно открыть задвижки или поднять что-то тяжелое. В таких случаях Сабира зовёт мужчин-коллег, и они никогда не отказывают в помощи. При этом она отметила, что никаких преимуществ здесь у женщин нет, за результат спрашивают также, как с мужчин. Потребителю всю равно, кто следит за работой котельной — женщина или мужчина. На вопрос, есть ли в Казахстане гендерное равенство, Сабира ответила:
«Смотря в какой ситуации: на работе одна ситуация, дома – другая. На работе у нас равноправие. Мужчины никогда не тыкают, не обсуждают, никогда не говорят, что пришла какая-то дамочка с маникюром. А дома в быту, конечно, ситуация другая. Я знаю семьи, где мужчина требует, чтобы его уважали и ставили на пьедестал. На мой взгляд, мужчина должен уважать женщину, а женщина — мужчину. Самое главное — уважение друг к другу. Если он приходит с работы, улыбаясь и приносит в дом тепло, то женщина его всегда встретит с распахнутой душой».
Спускается в люк теплотрассы
Мастер производственного участка «Алматинских тепловых сетей» Марина Анатольевна Прянишникова работает на предприятии более 20 лет. После окончания Алматинского архитектурно-строительного института (сейчас Казахстанская головная архитектурно-строительная академия), она пробовала свои силы в проектной сфере, а в 2003 году пришла работать на предприятие теплоэнергетики и прикипела к нему душой. В 2007 году ей неожиданно предложили должность мастера.
«Я очень боялась. Поймите правильно, коллектив мужской, их даже было больше, чем сейчас – 18 человек. И мне, как женщине, было некомфортно. Я помню, как это было в нашей семье, папа — главный, его слово непререкаемо. А здесь стереотипы ломаются. Первое время было трудно. Не все меня приняли, не очень-то хотели подчинятся молодой женщине. Думали, пришла тут выскочка какая-то и командует. Для меня главное – порядок. Должно быть так, значит, будет так! И не всем это нравилось. Мне приходилось доказывать, что я чего-то стою. Всех нюансов теплоэнергетики, конечно, не знала. Чему-то училась у слесарей. Объясняли, показывали. Но были и коллеги, которые поддерживали, помогали. Это и начальник участка, и начальник районного отдела, и сам персонал»
Рабочий день Марины Анатольевны начинается с выдачи нарядов-допусков слесарям и напоминания о мерах безопасности. Специалисты по обслуживанию теплосетей, согласно графику, должны делать обход теплотрассы, спускаться в камеры (колодцы или люки), проверять, как работают задвижки, нет ли течи, парения. В общем, делать все, чтобы в наших домах было тепло и комфортно. Мастер участка в свою очередь контролирует работу подчиненных. По словам Марины Анатольевны, ей самой нередко приходится спускаться в камеры, чтобы убедится в том, что сотрудники все сделали правильно. Если честно, то видеть приличную женщину, спускающуюся в люк теплотрассы, по меньшей мере странно.
«В то время, когда я пришла, считала, что это неженская работа. Я знала, чем должны заниматься мастера. А сейчас со временем поняла, что ничего страшного», — поделилась она.
По ее словам, у женщин на этой должности есть определенные преимущества: они более аккуратные, своевременно заполняют документы, ведут отчетность. Есть еще один момент – женщины-мастера опекают своих сотрудников, как собственных детей. Материнский инстинкт срабатывает! Но и минусы тоже есть – спуск в камеру и открывание вентилей требуют физической силы. Поэтому Марина Анатольевна без помощи мужчин не обходится. И вообще она считает, что абсолютного равенства полов быть не должно.
«Гендерное равенство в Казахстане если и есть, то не так ярко выражено. В профессиональной сфере оно есть, сейчас мы можем встретить женщин-водителей автобусов или военнослужащих. Это не просто так, а за какие-то профессиональные заслуги. Но дома все-таки, на мой взгляд, нужно отдавать первенство мужчинам», — заключила она.
Машет метлой и лопатой
Ярко-рыжая жилетка, в руках метла или надежная лопата – не о таком образе обычно мечтают девушки, но наша героиня, Бахыт Рыскалиева сохраняет позитив и работу менять не собирается. И в дождь, и в снег она трудится на равных с мужчинами, поддерживая порядок и чистоту в городе.
«В этой сфере работаю уже больше пятнадцати лет. В Алматы изначально приехала из сельской местности. В тот момент, когда я пришла в жилищное хозяйство, моей старшей дочери было семь лет, среднему сыну – пять, а младшему — два года. Первые два года было непросто, дети были маленькие, нужно было все успевать и на работе, и дома. Большую поддержку, конечно, оказала наша бабушка (энешка). Ну, и старшая дочка присматривала за младшими. Приходилось подметать, убирать снег и наледь. Поначалу родные и близкие возмущались, говорили, что это тяжелая работа, неженская. Но потом смирились», — рассказала она.
В рабочие обязанности женщины входит немало задач, требующих выносливости и недюжинной физической силы. Рабочий регламент, как говорит Бахыт, одинаков и для мужских, и для женских бригад, и поблажек по нагрузке ждать не приходится.
«Так как я из сельской местности, тяжелая работа меня не пугает. К тому же здесь хороший коллектив, зарплату вовремя дают, есть развозка на служебном автобусе. Большим плюсом является и то, что работа не в душном офисе, а на свежем воздухе. Радует и результат труда, чувствую, что приношу пользу», — отметила Бахыт.
По ее мнению, гендерного равенства между мужчинами и женщинами нет. В казахстанских семьях мужчина всегда будет главный.