Сейчас, например, идет работа по музеефикации городища Жанкент. На основе договора научно-исследовательского центра “Археология и этнография” при Госуниверситете имени Коркыта-ата и областного учреждения по охране памятников в мае начаты исследовательские работы. Они идут в трех направлениях: раскопки, научная реставрация и консервация объектов. А затем сюда будут возить туристические группы.
Сам памятник расположен в полутора километрах южнее аула Оркендеу в Казалинском районе области.
Древний Жанкент занимает около 16 гектаров, и основные работы по его изучению ведутся на двух объектах – это жилой комплекс в северо-восточной части городища, а также фортификация, стык крепостной стены и стены цитадели.
Ученые говорят, что полученный при раскопках материал свидетельствует о синтезе традиций южной городской культуры и традиций кочевников – огузов. Традиции южной городской культуры Центральной Азии прослеживаются прежде всего в регулярной застройке города и принципах домостроительства. С другой стороны, в декоре стен, оформлении очага, в керамическом материале видно влияние скотоводческих культур.
– Сейчас в Жанкенте уже установлены навесы над двумя объектами, – рассказал руководитель научно-исследовательского центра “Археология и этнография” при КГУ имени Коркыта-ата, археолог, кандидат исторических наук Азилхан ТАЖЕКЕЕВ. – Восстанавливается усадьба – жилой квартал в Шахристане. Здесь открыто около сорока жилищ, называемых учеными квартирами. Сарайшык. Тайна старого кувшина
К радости исследователей и пока немногочисленных туристов, от центральной дороги до Жанкента недавно проложен асфальт.
– Это намного облегчает дальнейшую работу по развитию туристического потенциала, – считает Тажекеев. – Археологические исследования здесь идут с 2005 года, и настало время, когда результаты нужно показать людям. А далее по плану – работы по созданию музея под открытым небом на Сортобе.
Меньше чем в десяти километрах от поселка Жосалы Кармакшинского района расположено древнее городище Сортобе.
Этот культурно-исторический памятник археологи исследовали в августе прошлого года.
По словам руководителя областного учреждения по охране памятников истории и культуры Сапара КОЗЕЙБАЕВА, Сортобе расположено на берегу Сырдарьи, и, когда река разошлась на два рукава, почти 60 процентов городища ушло под воду. Археологи работали на площадке 100 на 100 метров.
На глубине трех метров в двух археологических раскопах четко видны стены комнат, арки, очаги. Ученые предполагают, что городище Сортобе было укрепленным поселением, державшим под контролем этот участок реки. Такие выводы сделаны на основании того, что толщина одной хорошо сохранившейся стены – четыре метра.
По находкам можно понять, что верхние слои памятника датируются VIII–IX вв. В это время там проходил Великий Шелковый путь, соединявший степи Казахстана и земледельческие оазисы Средней Азии.
Помещения строились под углом 90 градусов, а кладка такая прочная, что хорошо сохранилась до наших дней.
Кстати, от Сортобе всего несколько десятков километров до уже освоенного туристами мемориального комплекса Коркыта. Ученые говорят, что из городища можно также сделать прекрасный историко-культурный комплекс, который будет входить в туристические маршруты по Приаралью.
– Здесь, возможно, бывал Коркыт, до сих пор мы его имя связывали только с Жанкентом и отмечали считанные городища огузов – Жанкент, Джент, Куйик кала, – рассказал Азилхан Тажекеев. – В рамках же последних исследований в нашем регионе на участке вдоль Сырдарьи, от Кызылорды до Жанкента, мы открыли почти тридцать огузских городищ. В их числе и Сортобе, которое расположено близко к месту захоронения Коркыта.
К слову, первыми туристами, которые отправятся на экскурсии к музеефицированным Жанкенту и Сортобе, станут сами жители Кызылординской области. Зачем бессовестные археологи ставят древние памятники на частной территории в Алматинской области
– Это удивительно, но большинство проживающих в регионе людей, несмотря на огромное число в наших местах культурно-исторических объектов, не видели даже самых известных из них, – рассказал руководитель регионального центра “Рухани жаңғыру” Нурлыбек МЫНЖАС. – Поэтому мы совместно с партией “Нур Отан” работаем над тем, чтобы вызвать у людей интерес к путешествиям по родному краю, изучению культурного наследия, организуем познавательные мероприятия. Да, нас упрекают в том, что еще не налажена повсеместно туристическая инфраструктура, “не проторена” тропа к иным достопримечательностям. Но я считаю, что главное – посеять идею, а будет спрос на экскурсии к историческим местам – пойдет быстрее и работа над тем, как удовлетворить его.
КЫЗЫЛОРДА