Впрочем, называть его новым можно достаточно условно. В конце прошлого — начале нынешнего столетия эти бумаги уже эмитировались областными администрациями. Правда, теперь их возрождение должно быть наполнено новым смыслом.
Недавно акимат Алматы заявил о том, что в 2007 году намерен выпустить пятилетние муниципальные облигации. Обоснование этого решения — необходимость в глобальных инвестициях, которые необходимы городу для того, чтобы достойно подготовиться к проведению зимних Азиатских игр 2011 года. Уже ведется работа по внесению изменений в законодательство.
В первую очередь, потребуется заново прописать право местной исполнительной власти эмитировать муниципальные облигации, выпуск которых был де-факто запрещен в 2002 году.
К 2002 году на фондовом рынке страны муниципальными облигациями отметились пять регионов, в том числе Алматы и Астана. Местные власти привлекали деньги на самые различные цели, которые, впрочем, можно обозначить единой формулировкой — на региональное развитие. Но если в конце 90-х годов прошлого века этот инструмент заимствования был достаточно привлекательным, потому что не только регионы, но и страна в целом испытывали дефицит финансовых ресурсов, то, как только начался экономический подъем, правительство сочло нецелесообразным привлекать деньги на внутреннем рынке в силу их дороговизны.
Именно по этой причине в 2002 году было наложено вето на эмитирование муниципальных ценных бумаг. Впрочем, это не единственная причина запрета: в Астане посчитали, что региональная власть не всегда эффективно распоряжается заемными средствами, во-первых, и, во-вторых, свою роль сыграла перестройка бюджетных отношений, когда все сборы и налоги (за исключением местных) стали перечисляться в республиканский бюджет, и только затем правительство выделяет регионам трансферты.
Только теперь явно обозначились изъяны данной бюджетной политики.
Источники доходов, оставляемые в регионах, далеко не всегда (а, вернее, практически никогда) не покрывают их потребность в источниках финансирования, и потому велика зависимость от трансфертов, которые зачастую несправедливо распределяются между регионами-реципиентами и регионами-донорами.
Тем самым существенно тормозится экономическое развитие тех субъектов, которые по существу обладают высоким потенциалом всестороннего роста.
Но есть ли сегодня потребность в муниципальных ценных бумагах? Скорее это потребность самих областей и городов республиканского значения, чем потребность потенциальных покупателей в новом инструменте. Например, Алматы очень четко понял преимущества данного вида финансирования строительства значимых инфраструктурных объектов. Если, как заявлено, Алматинский акимат выпустит бумаги с доходностью 8-9 процентов годовых, то он получит, по сути, бесплатные средства на свое развитие, поскольку годовая инфляция, в принципе, соответствует этому уровню.
В нынешнем году она составит, по прогнозу Нацбанка, 8,5 процентов, а в следующем, если Нацбанк и правительство не предпримут кардинальных мер по ее сдерживанию, вполне вероятно, даже выйдет за нынешние рамки, так как на рынке отмечается явно повышательный тренд по индексу роста цен.
Кроме того, акиматы заинтересованы в частичной «удаленности» от республиканского бюджета. Если им разрешат эмитировать ценные бумаги, то они смогут почувствовать себя финансово независимыми субъектами, что расширяет их поле действия на экономическом фронте.
В возрождении муниципальных облигаций может быть заинтересовано и правительство, которое ощущает некоторое давление со стороны регионов-доноров, по поводу того, что им выделяется недостаточно средств для развития. Разрешив новый инструмент, кабинет министров получит своеобразный карт-бланш на ренессанс регионов, которые по каким-либо причинам являются сейчас «пиявками» на здоровом теле казахстанской экономики. Освободившись от притязаний прогрессивных региональных экономик на трансферты (или их часть), правительство сможет тратить эти деньги и на экономическое становление отсталых регионов, и на социальное развитие в целом.
Но вот будут ли муниципальные бумаги пользоваться спросом со стороны инвесторов? Для того, чтобы они стали доступными для институциональных инвесторов (банков, страховых организаций, накопительных пенсионных фондов), они должны листинговаться в наивысшей категории. Но произойдет ли это, вопрос. Опыта по успешной реализации инфраструктурных проектов в республике очень мало, и потому инвестиционные риски очень высоки. И если даже произойдет чудо, и те же муниципальные облигации Алматы попадут в листинг А, то это вовсе не гарантирует на них большой спрос «институционалов».
Дело в том, что, несмотря на определенный дефицит финансового инструментария, номинированного в тенге (долларовые инструменты, несмотря на наблюдающееся укрепление доллара, казахстанскими инвесторами пока не рассматриваются как перспективные), у тех же НПФ появляются новые возможности для вложения капитала. Довольно успешно проведено IPO АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», в результате которого был полностью удовлетворен спрос со стороны НПФ на акции компании, в обозримой перспективе ожидается публичное размещение и казахстанских банков. Поэтому, получив возможность выпускать муниципальные облигации, региональная власть (да и правительство!) должна подумать над тем, как переманить на свою сторону отечественных инвесторов.
Это не задача из курса высшей математики — она посильна и начинающим государственным эмитентам. Скорее всего, им действительно придется пробиваться в листинг А, публично демонстрировать свою дееспособность и предлагать условия, от которых невозможно будет отказаться.