На фронт Жандаев попал в 1943 году после окончания Рязанской высшей летной школы. Потом, в мирное время, он напишет книгу “Записки воздушного стрелка-радиста” (1983), где расскажет обо всем, что с ним происходило на войне.
Из воспоминаний Мукатаева о первом полете: “Я знал, что война, тем более воздушная, серьезная вещь, но до поры с нею не сталкивался. Сегодня впервые ощутил ее всем своим существом. Смерть подкрадывалась в темноте, стучалась в кабину. Но на следующий день настроение у меня было приподнятое. Ведь я уже “побывал на войне”, как говорили тогда”.
Мукатай неоднократно вступал в бой с истребителями врага. Участвовал в операциях над Прибалтикой, в воздушной поддержке штурма Берлина. Удивительно, что медаль, посвященная последнему событию, ему вручили лишь через 40 лет, в 1985 году.
Сам Мукатай отмечал, что в авиации дальнего действия были свои особенности. Во-первых, сложность и длительность полетов, которые продолжались от 6 до 9 часов. Причем большая часть полета проходила над территорией врага. Во-вторых, самолеты у наших защитников были старые, кабины – открытые, экипажу приходилось терпеть и непогоду, и шум.
Но самое главное – экипаж буквально сидел на пороховом складе, ведь самолет был напичкан взрывоопасным грузом – 2 тонны бомб, 6 бензобаков, 6 кислородных баллонов и 6 000 патронов. Когда экипаж Жандаева отправили в Арктику, в сложных метеоусловиях они бомбили морские базы и аэродромы фашистов на побережье Норвегии и Финляндии: “Приходилось летать на бомбардировку самого крупного в то время немецкого линкора “Тирпитц”.
Тогда же в районе Гамферста наши летчики потопили два корабля. Его экипаж часто выполнял спецзадания: освещение цели, ночное фотографирование, разведку, выброску разведчиков в тыл врага.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне казахстанец совершил 82 боевых вылета на дальние и ближние цели, 164 раза перелетал линию фронта. “Чтобы летать, чтобы воевать, надо было иметь железные нервы и отважное сердце”, – писал Мукатай Жантаев.