Мукатай ЖАНДАЕВ. Про линкор "Тирпитц", железные нервы и отважное сердце - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мукатай ЖАНДАЕВ. Про линкор "Тирпитц", железные нервы и отважное сердце

Мукатай ЖАНДАЕВ. Про линкор "Тирпитц", железные нервы и отважное сердце

Непривычно видеть Мукатая ЖАНДАЕВА – воздушного стрелка-радиста – не на боевом задании в небе, а на земле, в кругу боевых товарищей: именно такой кадр запечатлела военная фотокамера.

  • 8 Мая 2015
  • 2524
Фото - Caravan.kz

На фронт Жандаев попал в 1943 году после окончания Рязанской высшей летной школы. Потом,  в мирное время, он напишет книгу “Записки воздушного стрелка-радиста” (1983), где расскажет обо всем, что с ним происходило на войне.

Из воспоминаний Мукатаева о первом полете: “Я знал, что война, тем более воздушная, серьезная вещь, но до поры с нею не сталкивался. Сегодня впервые ощутил ее всем своим существом. Смерть подкрадывалась в темноте, стучалась в кабину. Но на следующий день настроение у меня было приподнятое. Ведь я уже “побывал на войне”, как говорили тогда”.

Мукатай неоднократно вступал в бой с истребителями врага. Участвовал в операциях над Прибалтикой, в воздушной поддержке штурма Берлина. Удивительно, что медаль, посвященная последнему событию, ему вручили лишь через 40 лет, в 1985 году.

Сам Мукатай отмечал, что в авиации дальнего действия были свои особенности. Во-первых, сложность и длительность полетов, которые продолжались от 6 до 9 часов. Причем большая часть полета проходила над территорией врага. Во-вторых, самолеты у наших защитников были старые, кабины – открытые, экипажу приходилось терпеть и непогоду, и шум.

Но самое главное – экипаж буквально сидел на пороховом складе, ведь самолет был напичкан взрывоопасным грузом – 2 тонны бомб, 6 бензобаков, 6 кислородных баллонов и 6 000 патронов. Когда экипаж Жандаева отправили в Арктику, в сложных метеоусловиях они бомбили морские базы и аэродромы фашистов на побережье Норвегии и Финляндии: “Приходилось летать на бомбардировку самого крупного в то время немецкого линкора “Тирпитц”.

Тогда же в районе Гамферста наши летчики потопили два корабля. Его экипаж часто выполнял спецзадания: освещение цели, ночное фотографирование, разведку, выброску разведчиков в тыл врага.

Всего за время участия в Великой Отечественной войне казахстанец совершил 82 боевых вылета на дальние и ближние цели, 164 раза перелетал линию фронта. “Чтобы летать, чтобы воевать, надо было иметь железные нервы и отважное сердце”, – писал Мукатай Жантаев.