Засушливое лето и дождливая погода в период уборки урожая привели к тому, что из 12 млн тонн собранной пшеницы только половина оценивается как зерно продовольственного качества — 3-го и 4-го класса. Аграрии отмечают, что не припомнят такого урожая с 2005 года, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
В то же время некоторые фермеры убеждены, что даже низкокачественное зерно может быть реализовано на внешних рынках. По словам участника конференции Asia Grains&Oils Conference: Results of 2023 Даулета Увашева, неклассную казахстанскую пшеницу готовы покупать в Афганистане.
«Если до середины ноября афганцы еще просили, чтобы проросшего зерна в партиях было не более 15 %, то уже сейчас готовы покупать с содержанием проросшего зерна до 40 %. Последнюю неделю наблюдался очень активный спрос со стороны афганских компаний, которые находятся на территории Узбекистана, работают на мельницах. Даже узбекские мельницы, которые никогда не работали с проросшей пшеницей или забыли, как с ней работать, теперь перевооружились и поставили аппараты по определению числа падения. Все мельницы там работают на помол проросшей пшеницы и отправляют ее в Афганистан. Если раньше это была прерогатива афганских мукомолов, то сейчас и узбекские перевооружились. Сейчас очень сильный спрос пошел со стороны Афганистана, куда просят поставлять маршрутами», — сказал он в ходе своего выступления.
По инсайдерской информации Даулета Увашева, скоро откроется импорт между Афганистаном и Пакистаном. Он считает, что афганцам выгодно покупать казахстанское дешевое зерно, перерабатывать и в виде муки какую-то часть импортировать в Пакистан. Эксперт также отметил, что в феврале ожидается резкий всплеск спроса на казахстанскую пшеницу со стороны Узбекистана. Также можно наладить экспорт неклассного зерна в Китай. Он уверен, что Поднебесная заинтересована в казахстанской пшенице любого класса, даже проросшей. Такого же мнения придерживается и эксперт и официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.
«Если мы найдем способ решить вопросы доставки в Китай, и наша инфраструктура будет готова, то китайцы купят 1-1,5 млн тонн. Они прямо говорят, сколько вы сможете поставить, мы это купим. Китай предлагает за пророщенную пшеницу 160-165 долларов за тонну. Это совсем низкая цена, но такие продажи позволят фермерам снизить загрузку элеваторов и сохранить урожай. До сих пор на складах у фермеров лежит большой объем урожая, который нуждается в сушке и специализированном хранении», — сообщил он в кулуарах конференции.
Не обошли стороной и меры господдержки, по поводу которых от аграриев поступало много критики. Председатель правления «Продкорпорации» Асылхан Джувашев сообщил, что для поддержки фермеров нацкомпания рассматривает дополнительные инструменты. Например, субсидирование части расходов для вывоза неклассной пшеницы. По его мнению, это будет подстегивать экспортеров забирать больше зерна. «Продкорпорация» также планирует сводить покупателей и продавцов, при этом организацию поставок зерна брать на себя.
Затяжные дожди могут оставить Казахстан без хлеба
Наконец участники конференции задали главный, волнующий всех вопрос: достаточно ли в Казахстане продовольственного зерна? Имеющиеся запасы нужно как-то растянуть до августа. А если рынок столкнется с дефицитом классной пшеницы, то могут вырасти цены на муку и хлеб.
«Сейчас только начало сезона. В этом сезоне цены не поднимутся с учетом того, что на нашем рынке много российского зерна. Однако есть риск того, что Россия ограничит экспорт пшеницы, как это было в 2022 году. Если импорта не будет, а внутри страны запасов практически нет, то мы можем на те же грабли наступить. В прошлый раз тоже говорили, что не нужно беспокоиться. У нас есть риски того, что в следующем году цены на муку и хлеб могут вырасти», — высказал свои опасения председатель правления Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана Ядыкар Ибрагимов.
Даулет Увашев уверен, что вероятность такого сценария низкая. Если будет какой-то дефицит продовольственной пшеницы, то урожай нашего северного соседа позволит нам импортировать недостающий объем зерна.
«Сейчас все элеваторы забиты зерном, понятно, что там превалирует «некласска». Но я не думаю, что у нас закончится хорошее зерно. Сейчас заходит российская пшеница, она дешевле нашей и с хорошим качеством. Запасы у мукомолов всегда имеются. Не думаю, что страны ЕАЭС примут какие-то запреты», — пояснил эксперт.
С его мнением согласен и Евгений Карабанов. Он уверен, что повышения цен на муку и хлеб не допустит правительство. К тому же нам всегда есть откуда «подкрепиться».
«Я бы не стал делать скоропалительных выводов по стоимости хлеба, потому что стоимость зерна, несмотря на погодные условия, стабильная и не высокая. Россия – страна с огромным производством пшеницы и экспортным потенциалом. У нас с Россией около 7000 км граница. Любое наше колебание цен, связанное с дефицитом зерна, тут же будет закрываться российским зерном. Как бы мы ни хотели, а российское зерно формирует цену на казахстанское зерно. Хотим мы этого или не хотим. В силу соглашения ЕврАзЭс и открытых границ это происходит по факту. И не только по зерну, а по многим продуктам: по молочке, растительным маслам, муке, макаронам», — подчеркнул он.
Глава «Продкорпорации» считает, что повышение цен на продовольственную пшеницу будет даже на руку фермерам.
«Для фермеров было бы хорошо, если бы цены немного подросли. А мы со своей стороны будем стабилизировать стоимость муки и хлеба», — сказал он в кулуарах конференции.
Однако газета «Коммерсантъ» сообщила, что российские власти уже ввели запрет экспорта отдельных видов продукции, в том числе твердых сортов пшеницы на период с 1 декабря 2023 по 31 мая 2024 года. Кроме того, российский Минсельхоз инициировал установление квоты на экспорт пшеницы, ячменя, кукурузы и ржи в страны вне ЕАЭС. Эта мера будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2024 года.