“КАРАВАН” решил выяснить, могут ли подсобное хозяйство и собирательство прокормить семью, когда китайские производители буквально наступают на пятки и бьют ниже пояса своими ценами.
Я знаю не одну семью, сколотившую в 80–90-е годы состояние на продаже яблок, груш, грецких орехов, горного барбариса и облепихи. Но это – в прошлом. Ведь те же излюбленные горные тропы собирателей барбариса находятся в частных владениях. А на оптовке или загородных трассах можно купить все – от сушеных ягод до лечебных трав – по весьма приемлемым ценам. И все же вечерами возле рынков, дачных массивов, на оживленных пятачках в микрорайонах можно встретить людей, продающих разнообразные дары природы со своих огородов, полей и гор. Летом – свежие, осенью, зимой – в виде разных заготовок. В социальных сетях есть предложения от фермеров, чью продукцию хорошо знают и ждут. Продавцы уверены: спрос на все домашнее будет всегда!
“Капуста” на капусте
– Когда-то мы построили в Алматы дом за счет своего сада, – вспоминает алматинка Светлана ЖУКОВСКАЯ. – Участок купили в горах, два года жили во времянке. Земля здесь хорошая, и с весны вместе с дочерью занимались огородом, садом. Муж помогал в выходные. За сезон заготавливали по десять мешков сушеных яблок, сливы и абрикоса. Выращивали малину, физалис, картошку, ходили в горы за дикими ягодами. У некоторых соседей яблони выполняли чисто декоративную функцию. Мы из плодов делали уксус, соки, пастилу. Соорудили погреб, в ящиках храним яблоки, груши – по нескольку тонн. Но спрос на них стал меньше. К примеру, зимой китайские яблоки без вкуса и запаха на оптовом рынке можно купить по 180–200 тенге за килограмм. Серьезные конкуренты – супермаркеты. И приходится разъяснять клиентам, чем наши горные яблоки за 300–400 тенге лучше. Осенью солим капусту в бочках. Считаю, это самый легкий заработок, ведь капусту необязательно самим выращивать, можно и купить. Ее хорошо берут в квашеном виде.
– А как находите точки сбыта?
– Я обошла множество овощных ларьков, мелких магазинов, о нашем бизнесе знают соседи, друзья. Как-то в овощном ларьке организовала дегустацию нашей капусты. Посетителям понравился такой сервис – одноразовая посуда, салфетки. После сразу появились новые покупатели. Но нужно постоянно двигаться – менять рецепты, заводить новых клиентов, иначе просто не проживешь.
Дача – подспорье для пенсионеров
Алматинка Людмила АНОСОВА сделала ставку на сухофрукты:
– Примерно 300 килограммов продаю за зиму-весну по 600 тенге. На оптовке можно купить дешевле, но мои клиенты не рискуют – неизвестно, где росли эти яблоки, абрикосы. Сама видела, как летом вдоль дорог бабушки собирают боярышник, а потом продают, говорят, якобы горный…
Ну а небольшой, зато стабильный бизнес 75-летней дачницы со стажем, как она себя называет, Айжан Сакеновны из Алматинской области начинается ранней весной. Она продает луковицы тюльпанов, клубни георгин, семена цветов, рассаду помидоров, баклажан, кабачков, капусты, разнообразные саженцы. Стоимость одного цветочного корешка – 600–700 тенге. Тюльпаны уходят по 300–700 тенге за луковицу:
– Цветоводов много, семена, луковицы берут хорошо, в основном домохозяйки, пенсионеры. Последним я скидки хорошие делаю. Я этим делом занимаюсь давно. Хожу в библиотеку, читаю много литературы. Ведь саженцы нужно уметь размножать, сохранять. А летом поставляю флористам цветы. Еще собираю малину. За лето продаю около ста килограммов.
– Если не секрет, какую прибавку к пенсии дает бизнес?
– Вторую пенсию (смеется). Помогаю дочери учить внука в университете. Постоянно выписываю новые сорта цветов, покупаю саженцы в питомниках.
“Люди готовы переплачивать, лишь бы есть безопасное”
Алматинка Асель АБДИЛЬДИНА всегда жила в квартире. Как многие дети, на каникулах ездила к бабушке в деревню, но считала себя городской девушкой. А потом решила переехать в деревню и родить здорового ребенка:
– Уехала за 70 километров, в село Бирлик. Работы здесь не было. И мой бизнес начинался с солений, которые продавала знакомым, друзьям. Многим тонкостям научила соседка – тетя Лариса. Она умеет делать вкусные заготовки. Потом я стала делать соленья самостоятельно. Овощи брала с огорода, их требовалось все больше и больше. Мы скооперировались с друзьями и взяли в аренду 15 гектаров земли под Алматы. Здесь выращиваем несколько сортов помидоров, огурцы, кабачки, тыкву, морковь, болгарский перец, а также дыни, арбузы. Летом продаю овощи, делаю заготовки. Помогают мне две семьи из Киргизии, у нас с ними договор.
– А сами любите на земле поработать?
– На это нет времени. Я только на сборы заходила, когда груз в Россию отправляла. Всегда придерживалась принципиальной позиции – продавать овощи только в Казахстане. Я – за здоровую нацию, пусть лучше наши едят, чем отправлять куда-то. Но в этом году оказался хороший урожай болгарского перца. Здесь сбыт не нашла, потому отправила его в Россию.
Рассказывая о своей продукции потенциальным покупателям, Асель всегда подчеркивает, что выращивает ее без добавления селитры, а ее маринады – без аспирина. Не скрывает: ее овощи стоят чуть дороже, чем на рынке. Но готовы ли покупатели переплачивать за экопродукты?
– Люди готовы переплачивать 200–500 процентов, лишь бы есть чистое и безопасное, – говорит фермер. – Первые годы было непонимание: почему так дорого? Я объясняла: мы не используем селитру, чтобы овощи росли быстрее. Например, с селитрой огурцы дают урожай по два раза на день. Без селитры – через день.
– Отличаются ли по вкусу, цвету, запаху фермерские овощи?
– Конечно! Когда я хожу в кафе, там невозможно ничего есть, все на вкус – как вата. Я знаю вкус настоящих овощей, поэтому зимой ничего не покупаю на рынках. Замораживаю, сушу все, что только можно. У моей дочери Асем нет диатеза, мы не знаем, что такое больница. С детства у нее в руках то морковка, то яблоко.
“Сидели молились – лишь бы снег не пошел”
Но не все так просто у фермеров. Непогода может лишить урожая, а значит – заработка.
– На самом деле, риски большие, – продолжает моя собеседница. – Первый год, когда я начинала, все росло словно на дрожжах. Радовалась: вот оно, счастье. В этом году в мае, июне шли дожди. Дыни пропали все. А ведь в прошлом году хитом продаж были именно дыни – большие, ароматные, душистые. После дождей сгорела первая партия огурцов, пришлось вторую высаживать, из-за этого они поздно пошли. Помидоры покрылись черными пятнами. Как-то летом были заморозки, мы все молились, хоть бы снег не пошел…
Зато выдался рекордный урожай арбузов, только одной семье мы 500 килограммов продали. Бизнесмен взял для своих родных, чтобы кушали экологически чистые арбузы.
– Нескромный вопрос: вам на жизнь хватает?
– Если отдавать работе всю себя, вкладывать душу, то хватает. Не только моей семье, но и родным. Зимой продаю маринады и выпечку. Выпечка тортов, пирожных по “бабушкиным рецептам” – еще одна моя работа. Моя выпечка без соды, разрыхлителей, красителей, мастики – это вредно. Зачем детей травить? Я делаю и продаю, как для своей семьи.
– Какие самые удобные площадки для продажи?
– Я не люблю ездить по ярмаркам, меня там никто не знает. Когда я устраиваю свои ярмарки, люди приходят, благодарят за труд. Они знают по Facebook, кто я, откуда. Большинство моих клиентов – пользователи Facebook, многим знакома пищевая аллергия, а их детям – диатез. Поймите, я не могу продавать, если ко мне относятся, как к продавцу, без любви в глазах.
Алматы