В том, откуда берутся гении и возможно ли его вырастить из обычного ребенка, разбирался корреспондент Caravan.kz вместе с алматинским педагогом с большим стажем Анель К.
— Кого обычно называют гением?
— Зачастую люди очень легко разбрасываются этим термином и присваивают звание гениальности, да, талантливым людям, но отнюдь не гениальным. Для начала обозначим смысл слова: гений – это человек с высшим уровнем интеллектуального или творческого проявления личности. Высшего не в смысле образования, а проявления в науке или творчестве на уровне открытия резкого, взрывного прорыва, вплоть до основания новых направлений в научной или творческой сфере. И некоторых гениев знают миллионы людей, которые сами не имеют отношения ни к науке, ни к творчеству. Всем известны Гомер, Эйнштейн, Шекспир, Тесла, Пушкин, Нобель и другие. Этот список можно продолжать и продолжать.
Я думаю, что когда люди называют кого-то гениальным, они не совсем конкретно именно это имеют в виду, а просто хотят сделать этому человеку комплимент с преувеличением и одновременно с оптимистичным пожеланием открыть, создать что-либо из ряда вон выдающееся в будущем. Ведь ясно же, что существует немало талантливых и даже великих ученых, но гениями в своей сфере, а тем более в масштабе человечества являются немногие.
Какие продукты помогут при лечении от алкоголизма
— Можно ли из способного ребенка воспитать гения?
— Вы знаете, эта идея довольно стара. В разные века, конечно же, обеспеченные родители старались нанять своим детям и лучших учителей и собирали огромные библиотеки, и всячески расширяли их кругозор для того, чтобы их ребенок стал гениальным правителем своей страны, ученым или музыкантом. Это зависело от доходов и места в социуме, которое занимал тот или иной родитель. Сейчас, с началом эры цифровизации, получать знания стало легче, но, заметьте, гениями наш век еще не отметился. Да, наука шагает вперед, но человека, который бы перевернул все человеческие представления о чем-либо, пока не появилось. Будь то физика или иная наука — шагать шагаем, но того самого прорыва пока не наблюдается.
Вы знаете, какие только способы не использовали родители еще во времена моей молодости, а это лет 50 назад. И во время беременности родители устраивали еще не родившемуся ребенку прослушивания классической музыки. И читали вслух стихи, и рожали в воду, и придерживались специальных диет во время беременности. Кто-то медитировал, кто-то делал специальные упражнения и все надеялись, что вот у них-то непременно родится гений.
После рождения такие продвинутые родители тоже не сидели, сложив руки, они использовали всевозможные развивающие игры, читали вслух и накупали кучи учебников и расширяющих кругозор книг, но…
Я не могу назвать ни одного настоящего гения – моего сверстника, либо младше меня. Гением по праву считают, например, Сергея Павловича Королева, который создал ракетно-космические системы, позволившие людям запустить спутники, изучать Луну, Венеру и Марс, выйти в открытый космос. Он придумал теоретические и конструкторские проекты на будущее в плане создания постоянных станций на других планетах с целью их изучения и освоения. Так вот, я это к тому, что никто его в воду не рожал, развивающими играми не мучил и тоннами обучающей литературы не заваливал. Ведь настоящий гений рождается раз в сто лет!
Учить и развивать детей нужно обязательно – это очень поможет им в будущем в плане выбора профессии и дела всей жизни, а также в плане заработка. Но ждать, что в результате ваших стараний вырастит гений, не стоит. И завышенных требований к ребенку на этот счет тоже предъявлять нельзя. Некоторые родители обвиняют своих детей, мол, я в тебя столько вложил: и репетиторов тебе нанимал, и в лучшую школу тебя отправил, а ты ничем не лучше других. Не то, что гениальность, а даже неординарные способности в ребенке, увы, это редкость и дело счастливого случая. Одного учи не учи — все без толку. Ну, научится, к примеру, ваш ребенок нажимать на клавиши пианино, или соберет какого-нибудь робота под руководством учителя и все. А другому и показывать ничего не нужно – сам начнет изучать и получаться станет лучше, чем у всех одноклассников вместе взятых.
Я это к тому, что есть ли у вашего ребенка талант к чему-либо, нужно узнавать у его учителей. И, если нет такового, то, может, и мучить любимое чадо не стоит? Потому, что гениальность, повторюсь, открывается в людях как чудо, неожиданно и непредсказуемо.