Можно ли через суд заставить мобильного оператора оставить пользователю старый тариф - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Можно ли через суд заставить мобильного оператора оставить пользователю старый тариф

Можно ли через суд заставить мобильного оператора оставить пользователю старый тариф

Все чаще казахстанцы высказывают недовольство принудительной сменой тарифных планов. Цены растут, при этом количество минут и гигабайтов снижается, а качество услуг падает настолько, что отвечать на возмущение приходится министру цифрового развития. Иногда жалобщики даже предлагают подать на мобильного оператора в суд, чтобы отменить новый, менее выгодный тариф. И подобный прецедент уже есть.

  • 15 Сентября 2023
  • 19653
Фото - Caravan.kz

Если в дальнейшем появятся другие подобные иски, судьи могут ориентироваться на этот случай.

Редакция медиапортала Сaravan.kz рассказывает, чем закончился процесс о смене тарифа.

Дело рассматривал Медеуский районный суд города Алматы в марте 2023 года.

Ситуация была следующая: прошлым летом пользователю Kcell сменили условия по тарифному плану. По предыдущему у него было 1490 минут разговоров на всех операторов РК, 500 СМС и 10 Гб (по 5 Гб в дневное и вечернее время), по тарифу 2 390 тенге в месяц. Согласно новому тарифу количество гигабайтов оставалось прежним, количество минут сокращалось до 400, а абонентская плата вырастала до 2 990 тенге, то есть рост ее составил 25 %.

О смене плана абонент был предупрежден с помощью СМС, направленных 22 июня и 6 июля 2022 года.

Мужчина обратился в суд. Он мотивировал требование вернуть ему тарифный план Правилами оказания услуг сотовой связи. В частности, там говорится, что оператор должен предупредить абонента об этом посредством телефонного звонка или короткого текстового сообщения и при необходимости письменно не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие. При этом в правилах уточняется, что повышение тарифа производится с согласия абонента, полученного посредством телефонного звонка, а также через автоматическую систему обслуживания.

Абонент согласия не смену условий не давал и обратился в суд.

Представитель мобильного оператора заявил, что требования истца несостоятельны и незаконны, а доводы не соответствуют действительности, и попросил суд отказать истцу в исковом требовании в полном объеме.

Представитель Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в данном судебном споре поддержал Kcell, сообщив, что согласно Предпринимательскому кодексу министерство не имеет права вмешиваться в тарифы оператора связи, их оператор формирует самостоятельно.

Сотовые операторы в Казахстане в одностороннем порядке начали поднимать цены: что происходит 

В итоге суд обнаружил следующее: правила предоставления услуг мобильной связи, на которые сослался абонент, противоречат Предпринимательскому кодексу и Закону о связи, а местами и самим себе. К тому же их приоритет ниже, чем у упомянутых кодекса и закона.

Рассмотрев данные обстоятельства, суд постановил полностью отказать в удовлетворении иска.

Хотя такой случай пока один, он весьма показателен и позволяет сделать выводы.

Во-первых, операторы и далее могут менять тарифы так, как выгодно им. Только в текущем году рост цены на услуги мобильных операторов составил от 8 до 50 % в зависимости от тарифных планов. За 2021-2022 годы этот показатель был равен в среднем от 13 до 37 %. Тенденция неутешительная для абонентов.

Во-вторых, добиться возвращения прежних условий по тарифу через суд вряд ли получится.

В-третьих, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в подобных ситуациях встает не на сторону потребителей, а на сторону бизнеса, и обращаться к нему смысла не имеет.