Недавно в отечественных СМИ появилась информация, что Казахстан официально открыл экспорт бензина. Теперь топливо будут отправлять в страны Центральной Азии, Россию и даже Афганистан.
По данным телеканала "КТК", соглашение с Россией о поставке нефтепродуктов одобрили депутаты. В этом году за границу могут экспортировать 600 тысяч тонн топлива.
Однако возникает вопрос: как это решение может отразиться на экономике нашей страны и ценах на бензин, учитывая нестабильность цен на топливо в стране?
Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным аналитиком нефтегазового рынка Сергеем СМИРНОВЫМ.
— С чем связан переизбыток топлива в стране?
— Сложилась уникальная для Казахстана ситуация. Закончилась модернизация трех нефтезаводов, хотя, согласно плану, она должна была произойти еще в 2015 году.Плюс не успели вовремя отказаться от импорта российского топлива, потому что, как помните, у нас одно время его в стране сильно не хватало, и шел завоз из России.
И вот когда заводы закончили модернизацию, стали производить больше топлива, возникло переполнение хранилищ. Получилась ситуация, схожая с обратной, когда у нас остановились заводы на плановый ремонт. Причем неизвестно было, сколько на это уйдет времени и каких объемов будет не хватать. Убеждали, что якобы запасы у нас имелись. А когда заводы остановились, все резервы куда-то пропали. Возник дефицит топлива. Здесь же сейчас обратная ситуация и в итоге получился профицит бензина. Начали шуршать по поводу вариантов экспорта, чтобы вывезти какую-то часть. С 2014 года, когда официально объявили, что ищут регионы, куда его сбывать, толком и не определились, куда его экспортировать. Договорились только к началу ноября 2018 года. 200 тысяч тонн поставлять в Киргизию. И долго договаривались с Россией.
— Как это может сказаться на казахстанской экономике?
— По поводу внутренней экономики не могу сказать точно, но то, что на этом крупно заработают оптовые поставщики топлива, – это однозначно. В сопредельных странах (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) цена бензина значительно выше, чем у нас на внутреннем рынке.
Поставляя топливо не нашим потребителям, а за рубеж, они получат гораздо большую выручку. В этих странах можно поставить цены немного пониже, чем у российского бензина, дабы была какая-то конкуренция, и получить гораздо больший доход, чем внутри страны.
— Вы заявляли, что можно ожидать повышения цен на бензин уже текущей весной.
— Здесь есть небольшая опасность. После открытия экспорта топлива оптовые трейдеры могут слишком увлечься этим, и внутренний рынок останется без бензина. Несколько лет назад в начале августа была надежда, что хранилища переполнены, однако в середине августа оказалось, что они полупусты. В конце месяца цены на топливо подскочили. Спрашивается, куда оно делось, если экспорт тогда еще был невозможен?
— Можно ли ожидать очередного бензинового кризиса в стране?
— Да, если они перестараются с экспортом топлива. Погнавшись за прибылью, они рискуют оголить внутренний рынок. Мы можем столкнуться с дефицитом бензина. Помимо этого, у нас идет выравнивание цен с российскими.
— Какие действия надо предпринять, чтобы избежать этого?
— Необходимо наладить на границах жесткий контроль и отслеживать, сколько бензина вывозят из страны. Если власти заявляют, что наши модернизированные НПЗ в состоянии насытить внутренний рынок, то надо контролировать, чтобы не было слишком большого экспорта за рубеж.
Ну и, естественно, контролировать качество выпускаемой продукции. Так как есть риск возникновения дефицита хорошего топлива.