Мотивы японского сада - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мотивы японского сада

Мотивы японского сада

Как на казахстанской земле воспроизвести уголок японского сада, возможно ли это? Практика доказывает, что знание основных принципов организации садов определенной стилевой направленности помогает решить эту задачу.

  • 26 Октября 2007
  • 1173
Фото - Caravan.kz

Создать японский сад на всей площади вашего участка было бы просто абсурдно. Все-таки мы не японцы. Стандарты нашей красоты – степные просторы и величие пестрых гор (ала-тау)! Воссоздать же в заброшенном уголке усадьбы площадью не более сотки композицию японского сада в наших возможностях. К тому же в продаже сегодня появились надлежащие аксессуары.

В отличие от привычных для нас садов, выполненных в регулярном или ландшафтном стиле, японский сад воспринимается нами как нечто вроде музея. Если в ландшафтном или ином привычном саду мы живем, то японский садик для нас – набор экспонатов, заботливо расставленных на определенной площади. Такой сад, думается, никогда не станет жилым, не посидишь там с книжкой на лавочке, он всегда будет некой площадкой для созерцания.

На первом этапе создания японского садика необходимо расчистить отведенный для этой цели участок от какой бы то ни было растительности, застелить площадь полиэтиленовой пленкой. Засыпем участок галькой, а если ее нет или она дорогая – щебенкой того же цвета, какого будут применяемые камни. С них и начнем, они будут основным атрибутом композиции. Ледник, который миллионы лет тому назад дошел до наших предгорий, не достиг Японии, там в принципе не может быть так любимых нами гладких валунов. Камни должны быть крупные, в поперечнике не менее полуметра, рваные, карьерные, одной породы и одного цвета. Вполне достаточно двух каменных композиций – три камня в одной группе при входе на участок и два в противоположной стороне.

Из мелкой цветной гальки светлых тонов изображаем извилистый ручей, вытекающий из груды некрупных скальных обломков. Протекая по диагонали участка, ручей впадает в небольшое озерцо, с берегами, окаймленными такими же камнями, как у истока. Горбатый каменный мостик, к которому подходит тропа из плит, соединяет берега ручья.

Растения с четко выраженным стволом не могут расти среди гальки. В большинстве случаев в японских садах галька символизирует воду, и на этой воде не может быть деревьев. Располагать их надо по периметру сада. Другое дело – низкорослые растения с подушковидной формой кроны, олицетворяющие собой островки.

Всякая симметрия или тождество – вещи абсолютно инородные для японских садов. Здесь невозможно встретить два абсолютно одинаковых предмета, стоящих рядом. Слишком большое количество элементов и растений, если они даже абсолютно верны по своей сути, – не по-японски. В лаконичной и аскетичной Японии подобных элементов просто не может быть много. Особенно легко потерять чувство меры при использовании различных скульптурных изображений.

Многоцветье в саду, столь любимое нашими соотечественниками, не может быть основой создания японского сада. Сложившиеся у японцев идеалы красоты иные, нежели у нас. Они не считают, что буйство цвета поможет показать во всей красе богатства природы на столь ограниченной площади.

Травянистые многолетники в японском саду довольно редки. Конечно же, в этой группе есть отдельные фавориты – ирисы, астильба, но предпочтение отдается вечнозеленым древесным видам. Особенно низкорослым горным соснам, символизирующим у японцев долголетие. Им отводится лидирующее положение в композиции, многолетникам же в большинстве случаев приходится быть на втором плане.

Казбек ИСМАГИЛОВ