Речь идет о всевозможных страховых компаниях, коих сейчас появилось на казахстанском рынке довольно много. Страховки они предлагают самые разные, на все случаи жизни, и цветистыми обещаниями-заверениями потчуют потенциального клиента, лишь бы он заплатил за эту самую вожделенную страховку. Мол, это та соломка, которую лучше загодя подстелить, “подушка безопасности” для собственного спокойствия. Но что получается, когда человек, попавший в трудную ситуацию, ищет помощи там, где ему ее обещали, – в страховой организации?
Как показывают многочисленные истории наших читателей, при обращении в страховые компании вдруг выясняется, что для получения положенных клиентам денег, то есть страховой выплаты, нужно выполнить ряд условий из разряда, как в той сказке, “иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что”.
С такой проблемой, например, столкнулись дольщики строительной корпорации “Ак Ауыл”, которая широко рекламировала строительство жилого комплекса “Премьера”. И сопровождала призывы к будущим новоселам заверениями о том, что “дольщики комплекса “Премьера” обеспечены надежным сертификатом (!) страхования”.
Сертификат действительно имел место быть. И логотип страховой компании на нем присутствовал. И компания вроде как солидная – “АТФ Полис” (сейчас она работает под другой вывеской). В общем, обнадеженные дольщики понесли деньги в строительную компанию. Которая в итоге комплекс так и не построила. Ну а люди пошли к страховщикам – ведь им вроде по договору гарантированы страховые выплаты?
Дольщиков встречали вежливо, обещали разобраться и письменно ответить. И ведь не обманули – ответили всем обратившимся!
Ничего, что ответы были все как под копирку, и ничего, что всем отказали. Главное, что корректно расписали: мол, строительная корпорация застраховала свою ответственность только на случай банкротства, а такового юридически не произошло. Хотя формулировка страхового случая в договоре страхования была прописана хитро, через запятую, вроде как в известной фразе “казнить нельзя помиловать”.
Дольщики и в суд обращались, и Агентство финансового надзора к делу привлекали. Кстати, АФН в суде сделало заявление о том, что очень уж некорректная формулировка у страховой компании в договоре, и впрямь вводит в заблуждение. Но… Медеуский суд, выслушав заключение специалистов, в итоге в иске дольщикам отказал. Посчитав, что страховка – дело добровольное, кто что хочет, то и страхует.
Случай этот – далеко не единичный. И будьте уверены: и суд, и страховые компании, и АФН найдут тысячи причин, по которым они будут правы. И закон будет на их стороне. Потому что “вдруг” выяснится, что при заключении договора страхования вы сами плохо прочитали текст (если читали), а там прописаны заведомо трудновыполнимые условия или присутствуют “размытые” по смыслу формулировки, которые страховщики всегда истолковывают в свою пользу.
И суд обязательно спросит вас: зачем же вы тогда подписывали такой договор? А представители АФН, если их мнение спросят, вежливо ответят, что они надзирают только за деятельностью страховых компаний по “обязательным видам страхования гражданско-правовой ответственности”. А все остальное – на совести страховщиков. Кстати, на днях АФН сообщило, что на 1 октября страховщики собрали 106,1 млрд. тенге страховых премий, это их доход.
Вот и получается, что страхование – это просто бизнес, ничего личного. Возмущаться – бесполезно.
Светлана ШАМЫЧКОВА, Алматы law1@caravan.kz