Морские ворота страны: полвека спустя - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Морские ворота страны: полвека спустя

Морские ворота страны: полвека спустя

На восточном побережье Каспия расположен старейший в Казахстане порт, через который осуществляются международные морские перевозки. Морской порт Актау находится в точке пересечения нескольких международных транспортных коридоров и на сегодня является важным звеном масштабного проекта “Новый Шелковый путь”.

  • 22 Апреля 2017
  • 3034
Фото - Caravan.kz

О том, как развивается порт, какие введены новшества, и о его перспективах рассказывает президент АО “НК “Актауский международный морской торговый порт” Абай ТУРИКПЕНБАЕВ.

Принцип “одного окна”

– Абай Ногаевич, в рамках рабочей поездки в Мангистаускую область глава государства сказал, что мы успешно преодолели континентальную замкнутость. Образно говоря, “прорубили окно во внешний мир”. Как порт Актау связывает Казахстан с внешним миром?

– Порт Актау позволяет обеспечить перевозку грузов, связывая Казахстан с Россией, Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном сетью морских сообщений. В настоящее время большое внимание уделяется развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который ориентирован на обеспечение грузоперевозок между Казахстаном, Китаем, Юго-Восточной и Центральной Азией, Турцией и странами Южной Европы. Примером успешного развития международных транспортных маршрутов, пролегающих через порт Актау, служат контейнерные поезда.

Не так давно наш порт вошел в состав учредителей Международной ассоциации “Транскаспийский международный транспортный маршрут”. Участники проекта – экспедиторские компании, железные дороги, порты, судоходные компании, работающие от Китая до Турции, заинтересованные в создании конкурентных условий для транспортировки контейнерных грузов.

– Чем привлекателен Актауский морской порт для зарубежных перевозчиков?

– Наш порт – это современное предприятие, которое 24 часа в сутки осуществляет перевалку нефти, металла, зерна, товаров народного потребления в полном соответствии с международными стандартами. Внедрение мирового опыта по организации морских перевозок и портовой деятельности нам обеспечивает привлеченная к управлению компания DP World (Дубай) – лидер среди представителей мировой портовой инфраструктуры.

У нас созданы все условия для перевалки металла, идущего в экспортном направлении на Иран. Традиционно работаем с нефтью, зерном. Сохраняется тенденция роста отправки большегрузной автомобильной техники. Успешно выполняются операции по перевалке негабаритных грузов.

С начала прошлого года был реализован уникальный для транспортной отрасли принцип “одного окна”, что позволило значительно ускорить обработку грузов, прибывающих паромным сообщением, и сократить время обработки с 12 до 2,5 часа.

Максимальная пропускная способность порта составляет 17 миллионов 700 тысяч тонн грузов в год. Исходя из динамики грузоперевозок, в разные годы достигались рекордные показатели годовой перевалки некоторых видов грузов. К примеру, металла – 2 миллиона тонн, зерна – 700 тысяч, других грузов – более 600 тысяч тонн. В целом средний годовой показатель общей перевалки составляет порядка 5–6 миллионов тонн. В 2016 году, к примеру, в порту Актау было обработано почти 5 миллионов тонн груза, основная доля которых приходится на нефть – 2 278 тысяч тонн и металл – 1 268 тысяч тонн.

Сегодня у нас полноценно действуют четыре специализированных нефтеналивных причала, столько же универсальных сухогрузных причалов для обработки генеральных грузов, контейнеров, для перегрузки негабаритных грузов. Мы располагаем зерновым терминалом, железнодорожным паромным комплексом.

Достойный конкурент

– Каковы технические возможности порта, какими мощностями вы располагаете?

– Порт Актау имеет достаточное техническое оснащение для полноценного выполнения производственных задач. У нас работают 6 портальных и 5 мобильных кранов, есть стреловой самоходный кран, экскаватор-погрузчик, вилочные и ковшовые автопогрузчики. Недавно были приобретены новые современные автопогрузчики. Имеются в достаточном количестве портовые тягачи и полуприцепы. Все это позволяет обрабатывать грузы весом до 140 тысяч тонн.

В целом по своим техническим параметрам порт Актау полностью соответствует международным стандартам. Акватория специально оборудована для безопасной стоянки, разностороннего обслуживания судов и проведения грузовых операций.

– Какие вы видите перспективы?

– Сегодня в морском порту Актау делается все, чтобы он мог достойно конкурировать с другими каспийскими портами. Ведется освоение новой номенклатуры грузов, в том числе рассматривается возможность перевалки опасных грузов, упрощаются процедуры оформления, развиваются принципы клиентоориентированности, запланирована модернизация существующего паромного комплекса.

Дело от “А” до “Я”

– Как известно, вы не так давно заняли должность президента порта. Насколько вам знакома, близка работа морской гавани?

– Достаточно сказать, что я работал в порту Актау до назначения на должность руководителя. Сюда я пришел в 2014 году и возглавил отдел портовых сооружений и капитального строительства. Через год был назначен вице-президентом по техническим вопросам, с октября 2016 года по январь 2017 года принял строящийся порт Курык, а уже в феврале этого года вернулся в порт Актау в качестве первого руководителя.

Знания специфики работы получил еще до Актау в Грузии, будучи директором “Батуми Индастриал Холдинг Лтд”, предприятии АО “НК “КазМунайГаз”, владеющем нефтяным терминалом и эксклюзивным правом управления Батумским морским портом.

Западный регион считаю родным. Здесь я живу с детства. После окончания Казанского химико-технологического института по специальности инженер-механик и Евразийского института рынка по специальности экономист-менеджер работал на промышленных предприятиях Мангистауской области.

– Как, по вашему мнению, изменится ситуация для порта Актау после ввода в строй паромного комплекса в Курыке?

– Новый порт Курык позволит нам разгрузить мощности паромной перевалки и произвести реконструкцию имеющегося паромного причала. На первом этапе Курык берет на себя только железнодорожные отгрузки, автомобильные перевозки у них еще в проекте, поэтому этот вид перевалки остается в приоритете за портом Актау.