Этот вариант представляется самым реальным. Президент страны пока не поставил свою подпись под этим законом. Пользуясь небольшой, но легитимной заминкой, заметно активизировалась прослойка граждан, гордо именуемая себя оппозицией или людьми с позицией.
Сначала 17 депутатов обратились к президенту с предложением о проведении референдума о земле. Надо полагать, что среди обратившихся — те, кто в один из последних понедельников голосовал за отставку правительства. Таким образом депутаты хотели бы не столько выглядеть последовательными, сколько не дать провести в жизнь законопроект, который, по их мнению, введет частную собственность на землю для маленькой и весьма далекой от земледелия кучки людей.
Тем более, что вопросы, по которым нижняя палата парламента не согласилась с правительством, практически обновив «паркетный» вариант законопроекта до неузнаваемости, очень принципиальные. Взять только два момента: парламентарии решили отложить до 1 января 2007 года ввод частной собственности на землю для негосударственных юридических лиц, а средства от продажи земли направлять в фонд поддержки товаропроизводителей и повышения плодородия почвы, а не в Национальный фонд, как планировалось.
Простые крестьяне сейчас землю покупать не будут — не на что. У правительства, похоже, была надежда именно на юридических лиц, как на состоятельных и очень заинтересованных покупателей. Но мажилис решил по-своему. И соображения тоже были заслуживающие внимания: если Земельный кодекс ввести с 1 января 2004 года, то земля неизбежно достанется олигархам. А по поводу перечисления денег от продажи в фонд, которого еще в природе нет…
Впрочем, сегодня возник вопрос другого рода: будет принят правительственный вариант или все-таки решен вопрос о референдуме?
Депутаты, первые заговорившие о референдуме, подчеркивали, что перспективы частной собственности на землю никто не ставит под сомнение. Но когда имеется ввиду учреждение института частной собственности, а фактически произойдет просто перераспределение прав собственности на землю, то согласиться с таким вариантом кощунственно. Ведь тогда через несколько лет народ спросит: «А где был парламент? А что делало правительство?»
Депутатскую инициативу подхватили оппозиционные силы и быстро создали республиканский общественный комитет по подготовке всенародного референдума о земле. По мнению инициативной группы, собиравшей подписи под обращением к президенту, закон в нынешнем виде выгоден лишь тем, кто уже сегодня владеет лучшими землями и его цель — юридическое закрепление существующего положения. Что интересно, с оппозицией объединились и генераторы идеи — в состав комитета по подготовке референдума о земле вошли шесть депутатов мажилиса парламента. Наверное, они таким образом решили усилить позицию ряда политических партий и общественных организаций, никогда в стране имевших политического веса.
Все хорошо — народу не все равно, что будет с землей. Однако подобные инициативы редко бывают доведены до конца. Инициировать референдум могут либо президент, либо не менее 50 процентов депутатов парламента, либо общественность. Впрочем, может и правительство, но оно меньше всех заинтересовано и дальше щекотать себе нервы.
Депутаты вряд ли смогут набрать необходимое количество голосов — достаточно вспомнить голосование по вотуму доверия правительству. Инициативной группе от общественности нужно выдержать массу формальностей и собрать не менее 200 тысяч подписей. В принципе, это по силам. Остается еще президент, который вправе не дожидаться обращения от кого бы то ни было о проведении референдума, а сам проявить инициативу.
Правда, инициаторы-общественники предлагают президенту такой вариант. Дескать, если президент этот закон выбросит в корзину, а по другому закону продажа земли будет отложена на 49 лет, то все будут довольны.
Вряд ли главу государства удовлетворит такое положение вещей. Он уже неоднократно говорил о том, что настала пора вводить частную собственность: все предпосылки для этого есть. Кроме того, Земельный кодекс находился в папке приоритетных законопроектов и должен был принят, по планам, еще в прошлом году. Однако этого не произошло. И если бы правительство не решилось на хитроумный трюк с отзывом своего проекта из парламента и постановкой вопроса о вотуме доверия, то еще неизвестно, сколько бы кодекс рассматривало законодательное собрание: год? два?
А если опять отложить продажу земли и оставить все как есть, то нормального хозяйственника, крепкого землевладельца страна еще долго не получит…
Наверняка этот вопрос сегодня занимает и Нурсултана Назарбаева: что делать? Ответ на этот простой вопрос не прост. Эксперты склоняются к мнению, что референдум все-таки будет. Тем более, что во многих странах подобные вопросы принято выносить на всеобщее голосование и было бы неплохо, если бы этот основополагающий вопрос был решен честно, открыто, но самое главное — народом.
Впрочем, инициаторы референдума не исключают, что они не смогут быстро решить организационные вопросы и провести собрание республиканской инициативной группы. По закону «О референдуме» в республиканскую инициативную группу должны войти не менее чем по 30 представителей от каждой области, столицы республики и Алматы. Но даже если президент подпишет Земельный кодекс, общественность все равно будет проводить сбор подписей. Тогда уж точно — на авось.