И не только. В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Точное количество мопедов в республике сегодня назвать не может никто. Даже мажилисмены приводят примерную цифру в 50 тысяч единиц, да и те в основном ездят по дорогам областных центров. Дело в том, что, как оказалось, вплоть до сегодняшнего дня их обязательная регистрация вовсе не требовалась. И потому покупка мопеда была приравнена практически к приобретению велосипеда. А между тем он оснащен либо двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 кубов, либо электродвигателем, чья максимальная скорость не должна превышать 50 километров в час. И растущее количество дорожно-транспортных происшествий с участием мопедов, да еще со смертельными исходами, привлекло к себе пристальное внимание. И не только общественности, но и депутатов, которые полагают, что процедура регистрации, на которой они настаивают, так же, как и на присвоении государственного номера каждому мопеду, вряд ли будет быстрой.
"Во-первых, свыше 50 тысяч единиц – это лишь предполагаемое количество мопедов. Во-вторых, уже используемые мопеды могут содержать неверные сведения о марке или модели, и тем более, мощности двигателя. Никто ранее не регулировал поступление этого транспортного средства в Казахстан, а значит, не предъявлялось и особых требований, которые понадобятся сейчас. Так что все это придется делать заново и легально, что очень сложно в плане организации процесса, да и при наличии новых поступлений мопедов. Но заняться этим необходимо, иначе последствия могут быть намного плачевнее", — отметили в парламенте в ходе обсуждения законопоправок по данной теме.
Кроме того, согласно остальным предполагаемым нововведениям, владельцы мопедов, равно как и другие участники дорожного движения могут, в случае ДТП с их участием, быть лишены водительских прав сроком на 7 лет. А в случае превышения скорости от 60 км/час и выше, быть оштрафованными на 40 МРП, что равно сегодня 147 680 тенге.
"Таким образом, ответственность
водителей мопедов может быть приравнена к ответственности владельцев механических транспортных средств", — подчеркнул депутат Нуртай Сабильянов. Как это происходит, например, в странах Азии, где для управления мопедом в обязательном порядке необходимо иметь водительские права вышеупомянутой категории «А» (права на управление мотоциклом). Таковы правила во Вьетнаме и Китае, Индонезии и Индии, в Таиланде.
Что касается стран ЕС, то в Голландии необходимы права категории «АМ» — разрешение на вождение автомобиля, что автоматически позволяет быть водителем мотоцикла или мопеда. Такие же правила в Испании и в США.
Тогда как в Российской Федерации уже давно требуются специальные водительские права категории «М», позволяющие управлять мопедами и скутерами с двигателями до 50 кубических сантиметров.
И, наконец, насколько необходима будет уплата пошлины за присвоение государственного номера, за получение техпаспорта и, что, не менее важно, нужно ли будет оплачивать утильсбор владельцам мопедов?
На что в парламенте пояснили, что «при первичной регистрации транспортного средства получение Сертификата о безопасности ТС и оплата утилизационного сбора, равно как и сбора за первичную регистрацию владельцев мопедов не предусмотрена». Однако оплатить госпошлину за техпаспорт и за присвоение государственного номера водители мопедов будут обязаны наравне с водителями других транспортных средств.
Астана