Молоко за вредность - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Молоко за вредность

Молоко за вредность

Безопасность и охрана труда на производстве у нас в основном ассоциируются с иностранными компаниями. Последние то и дело любят рассказывать о своих уникальных условиях и где-то они правы, если сравнивать их с отечественными производителями.

  • 7 Апреля 2004
  • 1964
Фото - Caravan.kz

Но именно иностранные компании, особенно занятые разработкой нефтегазовых месторождений, находятся под пристальным вниманием государственных и прочих контролирующих органов. Малейшее недоразумение там преподносится как чрезвычайное происшествие, угрожающее нашей национальной безопасности.
И в то же время, когда гибнут и получают тяжелые увечья люди, работающие в таких же, но отечественных компаниях, широкая общественность остается в стороне. Чаще всего люди не знают и не интересуются тем, что происходит в казахстанских компаниях. Хотя именно на наших предприятиях и случаются факты несоблюдения элементарных норм безопасности труда. В большинстве своем, работодатель не придает значения охране труда, считая это блажью и пустой тратой средств. Между тем состояние производственного травматизма вызывает тревогу.
В прошлом году в одной только Западно-Казахстанской области на производстве пострадало 157 человек, 37 из которых получили тяжелые травмы, а 7 — погибли. Основными причинами происшедших несчастных случаев явились: неудовлетворительная организация производства работ, в том числе организация рабочих мест, отсутствие ведомственного контроля за состоянием охраны труда, не проведение с работниками инструктажей по вопросам охраны труда и т.д.
При этом у нас не устают повторять, что Казахстан в своей деятельности в вопросах безопасности и охраны труда все чаще руководствуется международными договорами и конвенциями, участниками коих он является.
Сегодня специалисты госинпекции труда уповают на новый закон «О безопасности и охране труда», принятый совсем недавно. Старый закон, просуществовавший 11 лет, пришел в негодность, ибо носил декларативный характер, не решая многих злободневных вопросов. По мнению специалистов, новый закон более конструктивный и конкретный. До сегодняшнего дня даже термины и понятия, рассматриваемые в законе, каждым работодателем, работником и простым гражданином трактовались по-разному, потому что в законе отсутствовало толкование понятий. Это создавало множество неудобств, особенно при судебных тяжбах и разбирательствах.
И еще, отныне государство берет на себя право обязывать работодателей устанавливать компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Это очень важный момент, если учесть, что в последние годы работодатель старается игнорировать такое понятие, как вредное производство, и молоко за вредность уж точно никому нынче не дают.
Если в законе 1993 года права работника как-то обозначены, то о его обязанностях в вопросах охраны труда, а более того о правах и обязанностях работодателя практически не говорилось. Зато нынче обязанности работодателя включают 25пунктов статьи закона. Касаются они его деятельности в вопросах создания условий труда, обеспечения его безопасности, проведении расследований несчастных случаев и т.д.
Отсутствие всех этих моментов в законе развязывало руки работодателю, который творил у себя на предприятии зачастую настоящий произвол и никакими административными мерами его остановить было невозможно. Например, по закону работодатель обязан проводить обучение и подготовку работников по безопасности и охране труда в соответствии с требованиями правил и нормативов, закон также обязывает его проводить инструктажи, обеспечивать работников инструкциями, методическими указаниями по безопасному ведению производственного процесса. На деле положения закона исполняют единицы. В результате недостаточного обучения и инструктирования работающих безопасным методам и приемам труда в ЗКО было травмировано 33 человека — это почти 21% от общего числа пострадавших. Из них двое погибли, еще двое получили тяжелые увечья.
Закон также обязывает работодателя проводить периодическую, не реже, чем один раз в пять лет, аттестацию производственных объектов, по результатам которой должно быть сделано заключение о соответствии условии труда действующим нормам. Но у нас закон игнорируют. Только из-за неудовлетворительной организации производства в прошлом году пострадало 26 человек. Тяжело травмирован электрик средней школы поселка Ащесай Чингирлауского района и погиб работник ТОО «Спецстрой». А спецодежда, спецобувь, средства индивидуальной защиты — большой дефицит в отечественных компаниях, их вообще там не найдешь. У нас особенно стараются на этом сэкономить, как-никак обмундирование дорогое, а предприятия у нас молодые, только-только встают на ноги. Инспекторы по охране труда зачастую относятся к ним с жалостью. Правда, заканчивается такая сердобольность плачевно. В прошлом году в области по этой причине пострадало на производстве 13 человек, в том числе погиб механизатор АО «Бирлик» Джангалинского района.
Как отмечают специалисты госинспекции труда, отныне им легче будет требовать соблюдения организации работы по безопасности и охране труда. Впервые законодателем определена норма, регламентирующая наличие на предприятии службы охраны труда. В производственных организациях с численностью более 50 работников работодатель обязан создать службу безопасности и охраны труда. Предполагается, что это обяжет работодателя более внимательно подойти к вопросу создания условий для безопасного труда. Никому не хочется, чтобы у него на объекте гибли люди. А тут, если даже, не дай бог, и произойдет неприятность — есть с кого спросить. Пока же наши работодатели не спешат тратиться на содержание инженера по охране труда. Но все это до поры до времени. Отсутствие на предприятии лица, ответственного за состояние охраны труда, или ненадлежащее исполнение таких обязанностей в той или иной мере стали причиной более чем 30 несчастных случаев на производстве. К тому же наш работодатель не торопится выплачивать компенсацию в случае травматизма на производстве и будет всеми правдами и неправдами отстаивать каждую свою копейку.
В большинстве случаев, как показывает практика, работодатель пытается переложить всю вину за случившееся на самого работника, мол, он такой неуклюжий и нерасторопный, что оказался под станком. Чувство жалости не просыпается у работодателя даже, когда семья лишается кормильца, из-за жадности самого предпринимателя. Все эти явления ни для кого не новость, это реалии нашей жизни и даже новый закон об охране труда, на который возлагаются большие надежды, не решит многих проблем, особенно в тех случаях, когда не удается избежать травм.
Ситуацию можно будет выправить, изменив менталитет наших работодателей, которые сегодня надеются только на авось. Многое тут зависит и от государственных контролирующих органов, которые обязаны непредвзято подходить к проблеме. Пока же наши органы жестко контролируют только иностранные компании, где, кстати, охране труда уделяется особое и пристальное внимание, ибо того требуют международные нормы.
Нам до них далеко и в то же время это не значит, что у нас в мирное время должны гибнуть люди из-за чьей-то халатности или скупости.