Молодость в нагрузкуили Легко ли ныть молодым? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Молодость в нагрузку<br>или Легко ли ныть молодым?

Молодость в нагрузку
или Легко ли ныть молодым?

фото ТОО "Фотобанк"

  • 22 Января 2003
  • 1024
Фото - Caravan.kz

Который год подряд наше государство уговаривает само себя в необходимости всячески поддерживать молодежь. Речи с трибун идеальны — не придерешься.
Конкретика же свелась к тому, что недавно после продолжительных споров мажилисмены наконец-то определились с возрастной планкой: молодыми считаются граждане, которым от 14 до 29 лет.
Таковых сегодня в Казахстане — около четырех миллионов. Это огромная пестрая армия длинноволосых и бритых, грамотных и не очень, примерных тихонь и нарушителей порядка — самых разных людей. Многим из них очень сложно найти свое место в этой жизни. По официальным данным, порядка 90 тысяч молодых казахстанцев сегодня нигде не учатся и не работают. Думаю, в реальности эта цифра в несколько раз выше. Достаточно вспомнить так называемые малые города и деревни наши, где население обречено на безработицу, прогрессирующий алкоголизм и серое бытие. Депрессия здесь закладывается генетически. Даже если на этой скудной почве вырастет гений из гениев, вырваться из замкнутого пространства ему будет практически невозможно — просто не на что добраться до университетских центров. Разве что, подобно Ломоносову, отправиться в путь на своих двоих с котомкой сухарей. Предположим, провинциалу удастся-таки поступить бесплатно, без взяток и блата, что само по себе удивительно при коррумпированности и несовершенстве системы отечественного высшего образования. Но где, скажите, то предприятие, которое будет оплачивать его учебу, надеясь заполучить через несколько лет бесценного специалиста? Нет в его городе такого предприятия, как нет и любых других, разваленных в прах. Так что, скорее всего, страна никогда не узнает о своем молодом гражданине, способном прославить ее на весь мир потрясающими открытиями в какой-либо сфере — он так и состарится в своей вымершей деревне.
Да что деревни! По результатам опроса исследовательской компании «Комкон-2 Евразия» в Алматы — куда уж столичнее! — более трети молодых горожан рассматривают возможность переезда в другую страну. 43,7 процента опрошенных собираются в дальнее зарубежье , 24,3 процента предпочитают Россию. Свое желание покинуть Казахстан почти половина потенциальных эмигрантов объясняет тем, что не видит здесь для себя перспектив. Они не так наивны, эти собравшиеся в дорогу, чтобы надеяться на мгновенное благоденствие и обеспеченную карьеру в конечном пункте чужой неизвестности. Но они имеют возможность сравнивать, переписываясь с друзьями, читая газеты, гуляя по сайтам. И видят контрастную разницу в отношении к молодежи государства вообще и чиновников в частности, разницу в зарплате и принципах карьерного роста. В любой уважающей себя западной стране молодая часть населения рассматривается как генофонд и надежда нации, соответственно, для нее создаются достаточно тепличные условия, позволяющие проявить во всей полноте свои амбиции и таланты, пусть где-то наперекор принятым традициям, но на пользу стране. Причем молодые люди с ограниченными возможностями — инвалиды по-нашему — пользуются правами на обучение и получение престижной работы в такой же мере, как и все остальные, уверенно и спокойно. Возможно ли такое у нас, где инвалиды отвергнуты и государством, и обществом, как раздражающая обуза? Вопрос риторический.
Многие из стран СНГ поняли, какой катастрофой может обернуться массовая утечка молодых мозгов и здоровых рабочих рук. В той же России вступил в силу закон «О государственной молодежной политике», позволяющий субъектам федерации принимать собственные ответственные решения на местах, поскольку в силу протяженности территории невозможно предусмотреть все нюансы, касающиеся проблем молодежи в разных регионах. Украинская Рада создала специальную комиссию, в которую пригласили представителей различных группировок, в том числе, и неформальных. Увидев, что это не для галочки, а что их мнение действительно важно, ребята «без дураков» включились в работу. В результате было принято три закона, гарантирующих реальную поддержку государства — например, льготы при жилищном кредитовании молодых семей и налогообложении молодых предпринимателей. В Казахстане был разработан ряд проектов закона о молодежи, один из которых предполагал затраты в четверть годового бюджета страны и, естественно, был отвергнут. Вносились бесконечные вялые поправки, очередной проект будто бы даже обсуждался в областях. Сейчас документ находится в парламенте, но поскольку в бюджете-2003 под него не запланировано ни тенге, то принятие закона, очевидно, откладывается вновь на неопределенный срок. Проблема даже не в том, чтобы принять его — опыт утверждения сырых и неудобоваримых законодательных актов у нас богатый. Важно обеспечить механизм выполнения, оговорить ответственность конкретных организаций. Ведь, как известно, апеллировать к закону в нашей стране хлопотно, разорительно, а порой и вовсе бессмысленно. К примеру, закон «О труде» заведомо всю правоту оставляет за работодателем. Это в советское время железно действовало понятие «молодой специалист», автоматически обеспечивающее выпускника института рабочим местом и койкой в общежитии. Уволить его было невозможно — случись такое, любой суд в мгновение ока восстановил бы обиженного. Сегодня хозяева фирм цинично практикуют финт «испытательного срока» — юноши и девушки конвейером отрабатывают месяц-два, после чего им объявляют о несоответствии и вышвыривают, заплатив в лучшем случае гроши. Судебных прецедентов как-то не сложилось, поскольку молодые люди не с Луны упали, а отлично наслышаны о родной системе судопроизводства. Юристы считают, что грамотный закон о молодежи поневоле будет вступать в противоречия с остальными — однобокими и непродуманными.
Еще памятна алматинская история со студенческими проездными, наносившими, по всей видимости, глобальный удар по городской казне своей дешевизной. После отмены льгот грызущие гранит науки подняли робкий бунт, чем вызвали недовольство властей. Мэр в сердцах обронил фразу: мол, пусть пешком ходят, ничего им не сделается. Потом компромисс был найден, и теперь несчастных студиозусов ненавидят все водители автобусов и маршруток. Одни — тихо, а другие, приняв на борт очередного умника, всю дорогу придираются к печатям в зачетке и бухтят на весь салон: «Развелось вас, грамотных…» Вот она, ключевая фраза, отражающая отношение общества к молодым своим членам. Может быть, поэтому они все неохотнее «разводятся», то есть размножаются. Как отмечают работники загсов, браки в стране «стареют» — женихам все больше за 30. Демографы же чаще и чаще произносят слово «катастрофа» — в прошлом году на свет появилось на 2,5 тысячи младенцев меньше, чем в позапрошлом. Собственная неустроенность и туманность перспектив, безусловно, сдерживают демографические порывы влюбленных. Государство, посулив в нынешнем году единовременные пособия роженицам, с выплатой не торопится — в местных бюджетах денег традиционно нет. Первым январским грудничкам обещают заплатить, но попозже.
…Когда-то проблемами молодежи ведал комсомол под руководством партии, худо-бедно вдалбливая в неокрепшие головы помимо социалистической чепухи, в принципе, общечеловеческие нравственные основы. Правы сегодняшние яростные бабушки: двадцать лет назад пили и матерились меньше, а о «ширеве» знали и вовсе понаслышке. За десять последних лет в Казахстане число молодых людей, поставленных на учет в наркодиспансеры, выросло в 18,8 раза. За это время подросло поколение, вынужденное воспитываться самостоятельно: родители были слишком заняты устройством либо страны, либо своих делишек, что часто было одно и то же. Эти девочки и мальчики формата «четырнадцать тире двадцать девять» не успели поверить в Бога, но успели не поверить красивым лозунгам. Как не верят и сейчас в то, что им поможет какой-то мифический закон о них. Государству на фоне бесконечных разговоров нужно сделать нечто очень серьезное, чтобы они почувствовали себя востребованными здесь, в Казахстане, а не в Австралии и не в Чуйской долине.