Молодежь выбрала Светлый Путь. Старики - тишину кабинетов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Молодежь выбрала Светлый Путь. Старики - тишину кабинетов

Молодежь выбрала Светлый Путь. Старики - тишину кабинетов

Верная народная примета: когда в стране меняется правительство, - это ни к чему хорошему не приводит. Ну, буквально ни к чему…

  • 1 Февраля 2002
  • 1229
Фото - Caravan.kz

Ладью поменяли. Не рано ли?
Нынешнюю январскую рокировку в правительстве республики и рокировкой-то трудно назвать. В шахматах этим термином обозначают обмен позиций между королем и ладьей. В нашей же современной истории «правительственной рокировкой» именуют вялые внутриаппаратные передвижения с места на место. А единственными, кто страдает или, наоборот, радуется этим передвижениям, являются рядовые работники этого самого государственного аппарата.
Единственным принципиальным и вероятней всего эффективным передвижением в нынешнем составе правительства наблюдатели, чуть не в один голос называют премьерство Имангали Тасмагамбетова. При этом, правда, они же отмечают, что столь бодро выросший до политика республиканского масштаба бывший тренер баскетболистов (а это первая должность в славной карьере г. Тасмагамбетова), на их взгляд, был достоин руководить, отнюдь, не «техническим» правительством. А то, что сегодняшний Кабинет министров будет таковым — ясно, как божий день. Достаточно взглянуть на персональный состав «нового» правительства.
Из всех заместителей премьера только Карим Масимов выглядит относительной новым лицом в исполнительной власти. И пока его нимбом до сих пор является удачная карьера банкира. Некоторые также еще вспоминают, что только в годы руководства одним крупным банком в стране он смог получить высшее экономическое образование. Кстати, в том же институте, что и я. Так, что мы с ним, вроде как, однокашники…
Господа же Павлов и Мухамеджанов — фактически корифеи правительства. Министерство финансов, министерство юстиции, Аппарат президента РК, вице-премьерские должности: вот составляющие замов г-на Тасмагамбетова, если сложить их вместе. Александр Павлов — тезка великого поэта Пушкина, и отсюда видимо и проистекает его всегда чуть мятежная бюрократическая душа. Он не боится ничего и почти никого, хороший служака, и, вообще, по типу своему честный офицер-бретер. Он один из немногих чиновников, кто решился в свое время подать главе государства рапорт о своей отставке с высокой должности. Президент тогда сильно удивился, но «офицера» на работе оставил. Сейчас, после полутора лет работы в корпорации «Казахмыс», Александр Сергеевич можно смело говорить, что кроме громадного опыта на всех ступеньках исполнительной власти, у него появился и опыт капиталистического менеджмента. Не хотелось бы только, чтобы этот опыт играл на руку только его бывшим коллегам по вышеупомянутой корпорации.
О господине Мухамеджанове можно рассказать все или ничего. Но больше всего он запомнился тем, что в годы его руководства Минюстом разгорелся скандал, связанный с нецелевым (как показалось многим) использованием кредита Всемирного банка. Западные денежки должны были «повЫсить-углУбить-расшИрить» у нас все компьютерное хозяйство в системе юстиции. А получилось…, скажем так помягче, «как всегда», и не совсем то. Тогда министр отправился на более ответственную, но гораздо более тихую работу, и вот, теперь «воскрес», как куратор всего социального блока и…, и правового сектора государственного управления.
Один налево. Другая — направо. Остальные — на месте стой! Раз, два!
После того, как г-н Павлов опять появился в правительстве и министерстве финансов, бывшему руководителю Минфина Мажиту Есенбаеву ничего не оставалось делать, как собрать пожитки и перебраться руководить в министерство экономики и торговли. Масштаб у этого ведомства, конечно, не тот, но может быть и в нем бывший минфиновец наведет порядок.
Из «старослужащих» в новом правительстве на своих постах остались: Ахметжан Есимов — министр сельского хозяйства, Зейнулла Какимжанов — министр госдоходов, Андарь Шукпутов — министр природных ресурсов и охраны окружающей среды, Мухтар Кул-Мухаммед — министр культуры, информации и общественного согласия, Жаксалык Доскалиев — министр здравоохранения, Мухтар Алтынбаев — министр обороны, Аблай Мырзахметов — министр транспорта и коммуникаций, Гульжана Карагусова — министр труда и социальной защиты. Правда, трое последних были назначены на эти посты совсем недавно, и могут еще не сильно котироваться в «правительственной казарме». Господину же Доскалиеву пока можно спать спокойно в своем минздравовском кресле, — его в прошлом году на этот пост привел за ручку тогда еще вице-премьер г-н Тасмагамбетов.
А вот со школьниками у нас теперь будет явная проблема. Во-первых, Владимир Школьник потерял место заместителя премьер-министра, и теперь он «только» министр энергетики и минеральных ресурсов. Во-вторых, настоящими школьниками теперь будет заведовать Шамша Беркимбаева. Едкие комментаторы сразу же прозвали ее Шамша-апай. Конечно, почти предельный для чиновника возраст не может служить поводом для политических острот. Но, тот факт, что госпожа Беркимбаева еще 1989 году (!) побывала на посту заместителя министра народного (!) образования Казахской ССР (!) наводит на определенные размышления о том, что не все так ладно в системе образования суверенной республики. Как переживут казахстанские школьники и студенты вторжение в их жизнь и учебу, безусловно, прогрессивных идей бывшей сенаторши, — предсказать пока не пытается ни один из самых высоколобых экспертов.
Новое — это хорошо забытое старое
Еще одним «нафталиновым» героем стал Каирбек Сулейменов. Отдохнув определенное время от тайных антикоррупционных поездок на Юг в машинах с арбузами, он вновь появился в кресле воеводы внутренних дел. Не знаю, как преступники и коррупционеры в рядах МВД, а журналисты остались очень довольны этим назначением. Теперь в этом министерстве будет много веселых и поучительных пресс-конференций. Особенно, если г-н Сулейменов не изменит своей привычке инкогнито ездить по стране.
Из всего этого сонма «героев минувших лет» отдельно стоящим существом в нынешнем правительстве воспринимается лишь новый министр юстиции — Георгий Ким. До последнего времени он работал советником президента по правовым вопросам, и одновременно председателем Высшего судебного совета при главе государства. Лишь два факта его биографии смогут привлечь внимание современных Дюма-отцов. Первый: в памятном для многих бывших парламентариев 1995 году, г-н Ким работал членом Конституционного суда РК. Второй: прямо в день своего нового назначения он, как ни в чем не бывало, проводил первое в этом году заседание Высшего судебного совета.
Как видим, ни одно из «подводных течений» Астаны, так и не смогло добиться решающей победы. Все остались при своих. Г-н Х, так и не стал премьер-министром. А г-н Y потерял министерство, но не бюрократический статус. С другой стороны, фактически полное отсутствие новых лиц в правительстве подтверждает тезис о том, что оно собрано максимум до осени, когда казахстанцы увидят действительно новый Кабинет министров республики.
Клиент не любит суеты
Вообще же, последние дни еще раз подтвердили тот факт, что высокая политика в нашей стране есть. Смена премьеров, появление «новых»-«старых» членов правительства, массовые перестановки по вертикали министерства обороны, — все это весьма и весьма потешило «зрителей с галерки», — то есть, народ. В «партере» же, то бишь, в Астане и во всех региональных акиматах, произошедшее действо восприняли более серьезно. Некоторые: как трагикомедию, а некоторые, — как драму, а некоторые и, как трагедию.
Но, повторюсь, несмотря на различия в эстетическом восприятии произошедшего политического действа, все его зрители сошлись в одном: спектакль «Правительство им. Имангали Тасмагамбетова» чисто техническое произведение и будет иметь недолгий сценический век. Его постановка была осуществлена в пожарном порядке и только для того, чтобы ближайшей осенью мы с вами познакомились с действительно новой и широкомасштабной правительственной постановкой и новыми лидерами в главных ролях.
Правда, высокая политика, на то так и называется: «высокая», что на самом деле очень далека от простых людей. И они, — простые граждане страны, часто не понимают, зачем там «наверху», так суетятся? Ведь первое правило любого чиновника: «Не суетись перед клиентом». Действительно, какая разница, например, мелкому бизнесмену с того, кто из вице-премьеров сегодня курирует финансовую сферу экономики страны, — если местный налоговый инспектор, как требовал с него ежемесячно взятки, так и требует.
Жизнь хуже смерти
Или, возьмем другой случай. Случай, который в январе стал известен всей стране. Известен настолько, что даже люди весьма далекие от политики стали спрашивать: «Кто виноват?» и «Что делать?». Вопросы эти были обращены к профсоюзам и правительству страны. Но, во-первых, как оказалось, у нас в республике и нет реально действующих профсоюзов. А есть только профсоюзные лидеры. Во-вторых, с правительством получилось сложнее: оно готовилось к реорганизации, и, поэтому, ему было совсем не до горя рабочих из Карагандинской области.
Горя, которое довело их до голодовки, т.е. фактического самоубийства. Так решили рабочие актасского кирпичного завода, когда поняли, помогать им в их беде никто не собирается. А, кто мог помочь 7 рабочим этого завода-банкрота, когда общая задолженность по зарплате к началу 2002 года составляла на нем около 10 миллионов тенге? Пришлось, в конце концов, голодовку приостановить, подписав с очередным конкурсным управляющим мировое соглашение. Но рабочие все равно не верят в то, что им выплатят всё, сколько им остались должны многочисленные конкурсные менеджеры, которые почти три года роились на этом заводе. И очень больно слышать в телевизионном интервью слова одной из участниц голодовки о том, что ей хочется заработать деньги, чтобы похоронить было б на что.
Как вы думаете, это нормально мечтать о том, чтобы заработать хотя бы на, так называемые, похоронные суммы? Думаю, согласитесь со мной: что это ненормально. Но еще более ненормально то, что не нашлось организации, которая бы смогла защитить права рабочих. Не нашлось профсоюзной организации. Ну, с чиновниками всех уровней, и даже с правительством, — все ясно: они настолько обеспокоены тем, чтобы НЕ попасть в запасные в команде президента, что беды своих простых сограждан воспринимают только опосредовано. Через СМИ. Не более.
А вот, отсутствие профсоюзов, способных защитить чаяния рабочих, для страны, старающейся стать цивилизованной, — это, конечно же, нонсенс. Но еще больший нонсенс заключается в том, что профсоюзов, в нормальном понимании этого слова, в Казахстане на сегодняшний день, видимо просто и нет. И трагедия рабочих актасского кирпичного завода тому яркий пример.
Рабочий всегда был умнее лидеров
Сами рабочие, став героями телевизионных и печатных СМИ, не стали, в отличие от многих СМИ, рыдать и кричать, что их хотят уничтожить. Нет. Они вполне квалифицировано объясняли налетевшим журналистам, что, если бы у них на предприятии существовал профсоюз, то они бы смогли выпутаться из сложившейся ситуации. Но профсоюз у них давно уже развалился, и, поэтому им самим пришлось ходить по судам. А суд — это дело такое-е-е…
Комментариев со стороны правительства на данную человеческую трагедию не последовало. Как и не последовало никакой официально реакции на следующий факт: в целом по Карагандинской области задолженность по заработной плате составляет почти 5 (!) миллиардов (!!) тенге.
Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что рост задолженности по зарплате в данном регионе продолжается не когда-нибудь, а на 11-м году независимости нашей республики, и после 2-х лет всемерного экономического роста в стране. Понятное дело, что государство у нас за проблемы частных предприятий не отвечает. Оно их им чаще само создает. Но, как ни одному премьеру, ни одному вице-премьеру, наконец, ни одному, даже самому занюханному, министру ДО СИХ ПОР в голову не пришло, что львиную долю своих забот и проблем правительство запросто может «спихнуть» на профсоюзные организации, — уму не постижимо.
В результате же наплевательского отношения к профсоюзному движению со стороны многочисленных правительств республики, обворованные рабочие по всей стране клянут на чем свет стоит именно существующие власти, а не нечестных бизнесменов. Ну, а профсоюзы…, а профсоюзы, то есть, так называемые «профсоюзные лидеры» все никак не поделят остатки своей былой советской роскоши.
Решения съезда — да, ни в жисть!
И недавний, внеочередной съезд Федерации профсоюзов РК — стал ярким тому подтверждением. Во-первых, уровень этого мероприятия подчеркивало полное отсутствие на нем членов правительства. Во-вторых, главными темами его были склоки и ссоры по поводу совести. Почти каждый присутствующий на съезде больше всего шумел на счет правильного перераспределения членских взносов и возможности «порулить» каким-нибудь профсоюзным объектом отдыха. А на вопрос корреспондента республиканского телеканала, как защищать свои права рабочим, последовал прозрачный до холодности ответ руководителя Федерации: «Через суды».
И тут, я думаю, все стало ясно. И тут можно ставить диагноз. Раз нынешних профсоюзных лидеров не интересует сокращение численности собственных рядов; раз их больше волнует правильно ли среди них перераспределяются заработанные нами деньги; раз судьба санаториев и гостиниц им важнее судьбы простого рабочего, — то работать таким лидерам нужно отдельно от нас. Может быть (и, лучше бы), даже в другой стране.
Новому же правительству можно посоветовать, как можно скорее, заняться созданием условий для развития в стране нормальных и работящих профсоюзов. Тогда и рабочие будут чувствовать себя защищенными. И власти избавятся от одной из серьезных составляющих их постоянного чувства вины перед собственным народом.
Ак жол недели
Очень значимым и забавным мне показался (я даже перекрестился) тот факт, что на фоне всех последних правительственных катаклизмов произошла рокировка еще и в оппозиционных политических силах. «Младодекораторы», создав партию «Ак жол», счастливо нашли свой Светлый Путь. И, видимо, по этому-то пути они и удаляться теперь в политическую даль светлую. Такую даль, из которой их взбудораженный ими же протестный электорат, так и не сможет дозваться.
Так, все-таки, с кем же вы, «мастера демократии»?..