Свободного времени у Сакена Майгазиева нет. День у него расписан по часам. А если уж выдаются минуты, то он тратит их не на отдых, а на занятия вокалом. Мало кто знает, что заслуженный артист Казахстана до сих пор берет уроки пения и нисколько не стесняется этого. К тому же он учится сейчас в докторантуре Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова.
Не скрою, что среди трио вокалистов “МузАрта” – Мейрамбека Беспаева, Кенжебека Жанабилова и Сакена Майгазиева – последний мне нравится больше всех. Есть в нем какая-то чистота и одновременно озорство, которые хорошо видны на сцене. Чувствуется стержень, наверное, он и не позволяет ему оставаться в стороне от того, что происходит вокруг. Сакен МАЙГАЗИЕВ: “Нашу судьбу определил зритель”
Досье “КАРАВАНА”
Сакен Майгазиев – участник группы “МузАрт”, заслуженный артист РК, лауреат премии “Дарын”. Женат, имеет троих детей.
В честь Сейфуллина
– Вас назвали в честь великого сына казахского народа Сакена Сейфуллина?
– Да, это так. Высокие человеческие качества, нравственная чистота и прочие достоинства нашего выдающегося соплеменника побудили моих родителей назвать меня так, чтобы я вобрал в себя положительные черты его характера.
– Ваши родители не ошиблись, дав вам такое имя. Но сегодняшние казахи мало знают о том, что сделал Сакен Сейфуллин для родного народа. Вы знаете?
– Разумеется. Я знаю много о его деятельности, изучил биографию. Но не только потому, что журналисты могут задать вопросы, было интересно самому. Мне импонируют его сдержанность, образованность, целеустремленность. Даже в самые сложнейшие времена он предпринял немало серьезных шагов, которые требуют решительности, мужества и твердости характера.
Сейчас мы счастливо живем в независимом государстве и не можем элементарно достичь того уровня, чтобы казахи между собой общались на своем языке. К примеру, у меня спрашивают: “Сакен, у тебя есть враги?”. Я отвечаю: “Враги есть”. – “А кто это?” – “Враг не обязательно тот, кто вонзит в мою спину кинжал или подставит подножку. Эти враги – враги казахов. Кто это? Это бабушка и дедушка, которые разговаривают со своими внуками по-русски”.
Надеюсь, меня никто не сочтет националистом. Любой русский умеет говорить на русском языке, каждый уйгур способен изъясняться по-уйгурски. Любой представитель другой национальности может разговаривать на своем языке. Сакен Сейфуллин и другие в свое время делали серьезные и достаточно смелые вещи для защиты нашего языка, писали письма в Москву. Я склоняю голову перед ними.
– Но, может быть, проблема кроется в том, что нет людей, кто бы так же смело сейчас отстаивал права казахского языка?
– А кто ситуацию изменит, скажите? Если вы не будете воспитывать, я не буду воспитывать? К примеру, я в академии намерен защитить докторскую диссертацию по искусствоведению, если Бог даст. Конечно, я понимаю, существуют термины, которые невозможно перевести на казахский язык. Например, их много в музыке, они пришли из итальянского, французского языков. Заменять их мы не можем, не имеем права. Например, до мажор. Я же не могу исказить это произношением или написанием вроде “дө мәжөр”. Такие термины остаются незыблемыми.
Давно, уже 20 лет назад я об этом писал.
Например, когда перевели балкон нелепым словом “қылтима”, мне стало просто смешно. Или, к примеру, холодец перевели “дірілдеуік”. Это, вообще, что за глупости?
В то время я сказал, что, хотя и бывают вещи, требующие перевода, но некоторые слова, к примеру, музыкальные, научные термины – они должны остаться неизменными.
Или есть казахские слова, которые не должны быть переведены на другие языки, допустим, бесік. Это должно так и остаться, поскольку это казахский фольклор. Киіз үй – юрта, ладно, так остается. Аксакал также остается, говорят же “аксакал за дастарханом”. Есть непереводимый фольклор: сандық – сундук. На мой взгляд, термины должны оставаться неизменными. Но вы далее развивайте. Нельзя же останавливаться только из-за того, что никто не слушает или не признает. Мы должны друг друга воспитывать. Всем известны мудрые слова Кадыра Мырзалиева: “Знай и все другие языки, но свой язык уважай и чти”.
Гражданин, уважай законы, или Я из простого народа
– Русский поэт Николай Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Вот художник, артист, певец, живописец – они должны иметь гражданскую позицию или нет?
– Разумеется! Ведь они не “пустое место” для общества. Каждый из них имеет право. Во всем мире так. Но это должно происходить в рамках разумного. В первую очередь необходимо уважать законы. И потому к власти нужно относиться с доверием и уважением. Депутатов, народных избранников мы сами избираем. Также и Президента страны мы сами выбрали. Поэтому должны быть рассудительными и уважать тех, за кого проголосовали. Но свое мнение нужно уметь высказывать: “Если бы было так-то и так-то, то было бы вот то-то и то-то”. Причем любой человек имеет на это право.
– Весной прошлого года многие промолчали, когда обсуждали поправки в Закон о земле. Вы одним из первых среди артистов сказали, что нашу землю нельзя продавать иностранцам. Почему? Ведь в отношении вас могли какие-то санкции применить, не приглашать, к примеру, на концерты.
– Я не думаю, что пойдут на такие шаги. У меня не было планов “собрать бригаду” (это тоже фольклор – “қол жинап”) и устраивать погромы на площади. Я просто обозначил гражданскую позицию и высказал свое мнение, пусть даже зарубят или просто убьют. Я пою же “Өз елім менің, өзегім менің”, “Уш қоңыр Алатаудың қойнауында…”. “Это моя земля”, – пою, понимаете? “Атамекен”. Сколько песен исполняем. “Көңілі көктей шалқыған қазақтай ел қайда. Даласы жусан аңқыған өзіңдей жер қайда”. “Өзіңдей жер қайда” – что, я вру, что ли? И все время врал, что ли? Я эту песню должен оправдать и доказать, что пою искренне. А если я не способен доказать любовь к родной земле, зачем я об этом пою? До этого я выходил на сцену и врал, что ли, “қазақтай ел қайда”?
Возможно, кто-то считает, что Сакен в политике ничего не понимает. Пусть даже говорят так, я действительно в политике не разбираюсь. Я из простого народа. Как думает простой народ, так и я думаю. В то время я просто обозначил свою гражданскую позицию. Если я не способен оправдать песни, которые пою, кто я тогда?
Я хотел уточнить: с одной стороны, информация о принимаемых поправках тогда не была подана правильно. Из-за неверной информации, во-первых, а во-вторых, для того, чтобы защитить свои песни, оправдать и слова, и музыку песен, я и высказал свое мнение. Скажите, ну кому такое – продажа земли – может понравиться? России не понравится такое, и Турции не понравится. Всему миру не понравится. Попробуй кому-то сказать, что часть твоей земли кто-то заберет. Никому не понравится.
Непереводимый казахский фольклор
– И как продолжение темы гражданской позиции. Вы недавно вроде бы сказали, что казахских девушек, которые выходят замуж за китайцев, надо выгонять из страны. Говорили такое?
– Выгонять? Это не так. Некоторые нечистоплотные сайты искажают казахские слова и высказывания, неверно интерпретируют или переводят, делают антирекламу. Много порталов и блогеров, которые занимаются саморекламой, просто разливая керосин и подливая масло в огонь.
Дело было так. Шел конкурс красоты “Сыр аруы”. Цель конкурса заключалась в том, чтобы победительницы могли претендовать на роль невесты для богатых женихов, особенно из Китая. И этим бы занималось агентство, которое открылось исключительно для состоятельных мужчин. Мне кызылординский журналист задал вопрос: “Как вы относитесь к этому?”. Я ответил: “Если ради денег, то пусть уезжают”.
Надо сказать, что отвечал я по-казахски, используя фразеологизмы, этакий непереводимый казахский фольклор. И мои слова, к сожалению, недобросовестные люди исказили при переводе на русский язык.
– Сакен, много ли вы времени проводите с молодежью?
– Часто приглашают. Сейчас на таких встречах много говорим о суициде, потому что возросло их количество. В последнее время стал участвовать вместе с Духовным управлением мусульман и партией “Нур Отан” в диспутах. По мере возможностей даю свои советы молодежи. Не так давно с писателем Дулатом Исабековым был в ЖенПИ на встрече. Очень хороший разговор получился. Пришли все студенты. Сидели с девушками, шутили, красиво и доступно им все рассказал, в игровой форме, о том, что Аллах дал нам независимость и теперь в наших руках сберечь ее, в руках молодежи. Группа «Музарт» поддержала актюбинцев после терактов в Актобе
– Сразу вспоминается Сакен Сейфуллин. Есть же “Марсельеза” казахской молодежи: “Азамат, ты на мир свои очи открой!”. Этот призыв – открыть очи, смотреть на мир открытыми глазами – актуален сегодня?
– “Азамат, жүнжіме, жүрме бос! Алға бас, бірігіп тізе қос”, что означает: “Гражданин, подтянись, не броди, иди вперед, сомкни ряды”. Все это он завещал не забавы ради. В словах “тізе қос” можно найти несколько значений и смыслов. Этот призыв до сих пор актуален.
Совет Батырхана
– Пару лет назад я ловила такси. В остановившейся машине сидели трое парней. Водитель говорит: “Садитесь вперед”. Из разговора стало понятно, что парни – студенты вашей группы в училище, где вы им преподаете. У меня такой вопрос: это правда, что зарплату в училище вы им отдаете?
– (Смеется.) Да. Но об этом говорить не стоит, наверное.
– Они это не мне говорили, а между собой.
– Просто за мизерные деньги я там работаю. Если не ошибаюсь, 43 000 тенге.
– И вы их отдаете ребятам?
– Я не ради зарплаты там работаю. Меня не раз приглашали в училище для преподавания. Отказывался. Сдался, когда Бибигуль Нургалиевна (дочь народного артиста Казахстана Нургали Нусипжанова) пригласила меня и сказала: “Сакен, ты будешь преподавать”. Я говорю: “У меня нет опыта, ничего не знаю”. Она говорит: “Медеу Арынбаев отказывает, другие тоже отказывают. Ты тоже отказываешь. Кто тогда будет учить наше подрастающее поколение? У тебя есть опыт, ты умеешь общаться, помогать советами”. Я задумался. И самое главное, она говорит: “А вот абитуриенты подражают вам – кто-то Кайрату Нуртасу, кто-то Мейрамбеку Беспаеву, а кто-то Сакену Майгазиеву. Все вас копируют”. “Бибигуль Нургалиевна, тогда точно надо прийти!” – говорю. “Почему?” – “Надо их остановить. Такие люди уже есть, а ребятам нужно дать другое направление” – “Вот, Сакен, ты точно нужный нам человек. Давай приходи”.
Первыми, кому я позвонил, стали Роза Куанышевна (Рымбаева. – Ред.), потом Батырхан Шукенов и Медеу Арынбаев. Затем звонил Лаки Константиновичу Кесоглу и Люции Кажгалиевне Тулешовой. В общем, пятерым позвонил. И их советам следую в работе со студентами. Хороший совет дал тогда Батырхан: “Сакен, из 45 минут достаточно 15 минут на обучение, а остальное – практика. Не нужно перегружать лишней информацией, они все равно это забудут”.
– Выпуск был у вас?
– Да, уже несколько. 15 уже, слава Богу, все уважают, звонят.
Кстати, хочу сказать о тех студентах из такси. У нас есть буфет в училище. И я оставляю там ежемесячно 50 тысяч тенге, чтобы ребята могли поесть, чтобы желудок себе не испортили. Не только мои ученики, но и любой из нуждающихся студентов может прийти в столовую и пообедать за мой счет. Если денег не хватает, мне говорят, и я доплачиваю. Это же мизер: пирожки и т. д. Иногда часть денег остается, и они переходят на следующий месяц. Наверное, это парни имели в виду.
Вместо послесловия. С героем нашей статьи мы встретились у академии им. Жургенова. На крыльцо с трудом взбиралась известный музыковед, доктор наук. Бросив нас, Сакен устремился к ней и помог войти в здание. Вот в этом и есть настоящий Сакен Майгазиев, для которого обычаи и традиции казахов, где уважение к старшим является органичным, – не пустой звук.
Алматы