Место это действительно уникальное: озеро окружают горы Джунгарского Алатау, а его вода и лечебные грязи обладают целебными свойствами. На берегах Алаколя восстанавливали здоровье космонавты. Если верить легендам, здесь останавливал для лечения свои войска Потрясатель Вселенной Чингисхан. А рядом проходили караванные пути из Китая в Европу.
Тест для ума и желудка
Прошлым летом была принята новая Концепция развития туристской отрасли республики до 2023 года. Задача – довести вклад отрасли до 8 процентов в ВВП страны. Тогда же глава государства поставил задачу: “В первую очередь вкладывать средства в инфраструктуру центров притяжения туристов, дороги и гостиницы”.
Если говорить об Алаколе, то это для него главные проблемы, поскольку добраться туда не так-то просто. Да и гостиницы с гостевыми домиками далеки от мировых стандартов. Это мнение не только отдыхающих, но тех игроков рынка, которые организуют поездки на озеро.
По словам директора туркомпании “Луч” Ильяса МУХАМЕДЖАНОВА, желающих посетить Пестрое озеро с каждым годом становится больше. Ну и претензий к качеству сервиса тоже. Готов ли Алаколь стать самым посещаемым курортом в Казахстане
– В прошлом году часть дороги до Алаколя довели до ума. Но добираться туда на машине – все равно сотрясение мозга и желудка. По точкам проживания, питания и вообще о качестве сервиса Нурсултан Абишевич в том же году говорил, что нужны радикальные перемены. До начала сезона остался месяц. Надеюсь, хоть что-то успеют сделать.
Надоело пятый год подряд выслушивать одни и те же жалобы от клиентов. Хорошо, что наш народ не такой привередливый и умеет пользоваться “удобствами во дворе”.
Большинство не обращает на это никакого внимания. Иностранцы видят не только глазами, но и желудком, и кошельками…
Водитель автобуса Владимир ЗЮЗЕЛЕВ:
– Дорога на Алаколь местами нормальная, хотя есть участки, на которых я знаю, где лучше притормаживать. Да, наши уже привыкли к команде “мальчики – направо, девочки – налево”. А иностранцы не всегда правильно реагируют…
Впрочем, по словам министра по инвестициям и развитию Жениса КАСЫМБЕКА, до 2020 года все 23 тысячи километров автодорог местного и республиканского значения “будут приведены в удовлетворительное состояние”. А аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ добавил, что “в Алакольском районе объем оказанных туристских услуг составил в 2017 году 3,5 миллиарда тенге, что в 8 раз больше, чем в 2014-м”.
В конце прошлого года вице-президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Наталья СЕРГЕЕНКОВА в ходе общественных слушаний по проблемам туризма предложила бесплатно выделять земельные участки под туристическую инфраструктуру. И дать возможность владельцам отелей, хостелов и гостевых домиков завозить материалы и оборудование для строительства мест проживания без таможенной очистки. Но предложение зависло.
Вам пожить или переночевать?
Хостельер и член Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Шакир ИСЛАМБАКИЕВ рассказывал мне, как пытался с коллегами инициировать закон о хостелах, но в какой-то момент все застопорилось на определении термина.
Справка “КАРАВАНА”
Хостел – это нечто среднее между молодежным общежитием и караван-сараем с минимальным набором услуг по адекватной цене. В одном номере могут ночевать от двух до 6 человек.
– Шакир, а зачем изобретать велосипед, если хостелы давно работают во многих городах мира? Есть опыт, есть стандарты…
– Наш закон списали с российского. Но не учли специфику казахстанского рынка. Иностранные туристы редко прибывают в Алматы больше, чем на неделю: далеко и дорого. Хотя надо признать, что в последние два года поток начал расти. Во-первых, потому, что для многих государств Казахстан упростил или вообще отменил визовый режим, особенно перед ЭКСПО-2017. Во-вторых, появились авиакомпании-лоукостеры. Благодаря дешевым билетам к нам стало больше прилетать туристов не только из “богатых” Японии, Южной Кореи, Великобритании, Голландии, Франции, Австрии, Германии, но и из стран Восточной Европы – Польши, Венгрии, Словакии, Чехии, Хорватии…
– Чем “богатые” отличаются от “бедных”?
– Иностранные путешественники останавливаются в хостелах не для того, чтобы сэкономить, а чтобы найти коллег по увлечению, любителей путешествий, встретить интересных людей. У клиентов многозвездочных гостиниц другие цели. В госте все должно выглядеть прекрасно. И глаза, и ноги. И кошелек
– Шакир, в начале месяца Президент Назарбаев посетил Алаколь…
– Мои иностранные гости пока туда не рвутся. Их интересуют главные достопримечательности региона, которые стали брендами Алматинской области: Чарынский каньон, Большое Алматинское озеро, национальный парк “Алтын-Эмель”, Кайынды, Кольсайские озера, Медеу, Шымбулак, урочище Тамгалы с петроглифами, Поющие барханы, популярные пики в горах, на которые можно подняться. Есть еще запросы на Арал, где кладбище кораблей.
– В Украине туристов начали возить в Припять на Чернобыльскую АЭС.
– Вот! Семипалатинский полигон тоже очень интересует иностранцев. И еще космодром Байконур. Но туда мало кому удается попасть. Люди приезжают на 3–4–5 дней, а чтобы получить разрешение на поездку туда, нужно ждать недели две. При этом оформить заявку по Интернету сейчас невозможно. Хотя спрос растет.
Справка “КАРАВАНА”
В год, если верить акимату Восточно-Казахстанской области, Семипалатинский полигон ежегодно посещает около полутора тысяч туристов. А сколько могло бы быть, если убрать все бюрократические проволочки?
Обычный турист хочет увидеть места, где нет туристов
В Алматинской области минимум полтора десятка точек притяжения. Во многие из них можно попасть через туры выходного дня, которые обеспечивают доставку клиентов туда-обратно комфортабельными автобусами.
А если иностранец прилетел в понедельник и в пятницу ему домой? “Пролетел” мимо наших красот? Не поделился с нашим бюджетом своими тугриками?
Туроператоры и организаторы путешествий по достопримечательностям отечества считают, что местные исполнительные органы неохотно с ними сотрудничают. В то же время, похоже, сами игроки на этом рынке никак не могут скоординировать и скооперировать свои действия: кто-то, допустим, создает маршруты, кто-то готовит гидов, кто-то строит хостелы и гостевые домики, кто-то обеспечивает транспорт для путешественников. То есть устроить из “индивидуальных грядок” некий “общий огород”, который бы кормил всех. Англичане назвали 10 причин посетить Казахстан в 2018 году
Вот взять экскурсоводов. Каждая компания ищет их, профессионально подготовленных, где угодно. При этом, по словам г-на Исламбакиева, если с русскоязычными гидами ситуация еще терпимая, то с англоязычными – беда:
– У нас их мало, а платить им надо много. Можно, конечно, пользоваться волонтерами. Некоторые работают в наших хостелах и всегда готовы совершенствовать знание языка. Это бюджетное решение проблемы. Но не выход. Еще одна проблема – транспорт. Если турист не попадает в график туров выходного дня, то единственный выход – такси.
Поездка до Чарына или Кольсая в режиме “утром туда – вечером обратно” обойдется в 50–80 тысяч тенге.
Для бюджетного туриста это накладно. В складчину на 3–4 человека уже проще. Но наши цены и сервис гости надолго запомнят.
– Шакир, раз поток приезжих увеличивается, значит, Казахстан уже узнаваем и привлекателен…
– Не совсем так. Человек прилетел, но у него нет исчерпывающей информации. В Интернете могут быть фото, указана локация, какие-то комментарии. И всё. И как узнать, каким образом можно посетить Кольсайские озера, Чарын, Тамгалы? Где, у кого забронировать туда туры онлайн из-за границы? Сегодня это невозможно.
Мало информации на английском языке. Провести онлайн-оплату тоже невозможно. Я уже молчу про автобусы между городами. Зайдите на сайт самого большого автовокзала Алматы – “Сайран”. Для приезжего там нет ничего. Чем были жутко возмущены туристы из Китая в Казахстане
При этом какие-то автобусы могут уйти раньше, чем обозначено в расписании. А получить консультацию на английском языке – вообще за пределами фантастики. У меня пару недель назад два гостя не сумели получить информацию, как доехать до одной точки, которая показалась им интересной.
Справка “КАРАВАНА”
Согласно концепции, в Казахстане будет создано шесть культурно-туристических кластеров: “Астана – сердце Евразии”, “Алматы – свободная культурная зона”, “Жемчужина Алтая”, “Каспийские ворота”, “Возрождение Великого Шелкового пути” и “Единство природы и кочевой культуры”.
Общая стратегия развития туристской отрасли в Казахстане уже выработана. Похоже, пока не хватает только тактических решений на уровне региональных властей и основных игроков рынка, способных кардинально изменить ситуацию.
Жандарбек АКТОТАЕВ, Алматы