Могут ли подешеветь платные дороги в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Могут ли подешеветь платные дороги в Казахстане

Могут ли подешеветь платные дороги в Казахстане

Подрядчики, ответственные за строительство автодорог в республике, больше не смогут создавать «удорожание» дорожных проектов, что, в свою очередь, могло бы повлиять и на удорожание проезда по ним в дальнейшем.

  • 5 Декабря 2023
  • 5512
Фото - Caravan.kz

Об этом заявили в Министерстве транспорта РК в ходе совещания по вопросам реконструкции участков автодороги Кызылорда — Жезказган, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

На примере этой дороги как иностранных, так и отечественных дорожных строителей предупредили, что «не справляющиеся подрядчики и аффилированные с ними компании больше не смогут участвовать в новых дорожных проектах Казахстана».

В ходе очередной рабочей поездки по регионам министр транспорта Марат Карабаев проехал на автомобиле из Жезказгана в Кызылорду для осмотра подлежащих реконструкции участков дороги республиканского значения. На базе подрядной организации China Civil Engineering Construction Corporation в Кызылординской области руководитель ведомства провел совещание с участием АО «НК «КазАвтоЖол» и пяти строительных компаний, подтвердили в пресс-службе ведомства.

Напомним, что проект реконструкции трассы Кызылорда — Жезказган протяженностью 208 километров финансируется ЕБРР и предусматривает перевод дороги из III во II техническую категорию. А это означает, что движение по данной автотрассе будет платным, причем не по третьей, более низкой или, в некоторых случаях, даже бесплатной ставке, а, как говорят сами водители, «по полной». 

Однако сегодня по новому асфальтобетонному покрытию открыто движение пока только на 85 километрах. Окончательное завершение работ запланировано в 2024-2025 годах.

Между тем изначально сам проект был разделен на шесть участков, и в конце 2021 года были подписаны контракты по четырем участкам от 67 до 216 километра, которые подрядчики должны сдать в течение следующего года. По участкам 1 и 2 конкурс проводился повторно в связи с превышением в поданных заявках суммы ПСД. В результате участок № 1 «Строительство обхода города Кызылорды» был исключен из проекта по согласованию с ЕБРР для реализации через иной источник финансирования. Контракт же по участку № 2 был подписан в мае 2023 года, однако со стороны подрядных организаций в очередной раз поднимается вопрос о необходимости увеличения стоимости проекта.

Что дало повод в ходе разговора со строителями основной акцент поставить на финансовых вопросах и новых подходах к финансированию дорожных проектов в Казахстане. В частности, Марат Карабаев предупредил подрядчиков, что «им больше не дадут искусственно создавать условия для удорожания проектов».

Мы уже сталкивались с практикой, когда намеренно затягиваются работы в первый год, чтобы на третий-четвертый год выйти с вопросом об удорожании проекта. Сейчас я вижу попытки некоторых компаний снова затеять разговор об изменении стоимости проектов. Но хочу вам сказать – рассчитывайте только на ту сумму, на которую вы ранее согласились. Посмотрите на опыт ваших соотечественников, которые ранее работали на других участках, в том числе Караганда – Балхаш и Талдыкорган – Усть-Каменогорск. Это был отрицательный опыт, и он здесь не  повторится. Создавать удорожание вам никто не даст. Не справляетесь? Где остановились, там и разрывайте контракт. Абсолютно всех касается. Заранее предупреждаю всех, —

заявил глава транспортного ведомства.  

Тем более, что качество дорог, за проезд по которым с автомобилистов взимают оплату, зачастую оставляет желать лучшего, о чем не раз упоминалось на расширенных заседаниях правительства республики.

С другой стороны, министерство транспорта РК «готово идти навстречу и помогать строителям во всех вопросах, кроме изменения стоимости проектов».

А еще — госорган инициировал изменения в законодательство, чтобы компании с негативным опытом не могли участвовать в новых дорожных проектах Казахстана.

Платные дороги: кому и за что должны платить казахстанцы

— «Черный список» существовал и ранее, но сейчас мы хотим распространить эту норму на все аффилированные лица. Поэтому я призываю новые компании, которые впервые в нашей стране, с самого начала определить для себя: хотите ли вы долго работать с Казахстаном? Если ответ положительный, тогда сразу работайте цивилизованно. Работа предстоит большая – в ближайшие шесть лет планируется построить порядка восьми тысяч километров дорог, — подчеркнул министр.

Кроме того, подрядчикам напомнили, что «для демонстрации делового подхода впредь им необходимо приступать к проектам подготовленными «от А до Я».

— Привозите с собой всю необходимую технику и вкладывайтесь сюда полностью, нанимайте лучших сотрудников на долгосрочной основе. Но если подрядчики берут проект и ждут аванс, чтобы закупить технику – с такими мы будем сразу же прощаться. Это мы уже проходили, — заключил Карабаев.

Астана