Мероприятие собрало судей, международных экспертов, представителей правительства и членов юридического сообщества для обсуждения реформ в области инвестиционного законодательства. По итогам дискуссии участники разработали рекомендации для правительства Казахстана по совершенствованию законодательства и судебной практики, регулирующих инвестиционную деятельность. Рекомендации охватывают следующие темы: разрешение инвестиционных споров; применение Административного процедурно-процессуального кодекса; защита интересов инвесторов в налоговых спорах.
«Ключевым фактором привлечения инвесторов, как иностранных, так и отечественных, на казахстанский рынок является обеспечение верховенства права. Инвесторы стремятся к стабильности, предсказуемости и базовой справедливости при определении того, куда инвестировать», — отметил посол США в Казахстане Уильям Мозер.
Международные эксперты из США, Объединенных Арабских Эмиратов и Германии также поделились передовой практикой и международным опытом прозрачного разрешения инвестиционных споров. А сам форум послужил платформой для обмена опытом участников с целью совершенствования системы инвестиционного регулирования Казахстана.
Стоит также отметить, что казахстанская программа по верховенству права финансируется правительством США через Агентство США по международному развитию (USAID) и реализуется ABA ROLI в сотрудничестве с Верховным судом Республики Казахстан.
Но давайте вернемся к моментам, обозначенным американским дипломатом. Насколько верховенство права переплетено с темой инвестиционных потоков в Казахстан? Выигрывает ли Казахстан по части привлекательности для инвесторов в сравнении с той же Россией и другими странами ЦА? Можно ли рассуждать о том, что США вытесняют Россию с ее амбициями и экономическими планами по отношению к РК? Эти вопросы корреспондент медиа-портала Caravan.kz обсудил с экспертом по международным отношениям и международной экономике Ануаром Бахитхановым.
— Необходимо развивать инвестиции – этот призыв уже давно стал клише, так сказать, оборотом речи за время всего существования независимого Казахстана, — отметил специалист в начале. — Безусловно, уроки экономики диктуют правила ещё со студенческой скамьи, что инвестиции – это катализатор сложных экономических процессов, который не всегда, но в большинстве случаев приводит к развитию экономики. Казахстан в этом смысле не исключение, иностранные инвестиции – это необходимость. Дядюшка Сэм и его всемогущие доллары уже показали эффективность на примерах Японии и Южной Кореи, где после катастрофической войны произошли экономические чудеса не без участия иностранных инвестиций. Так как мы привыкли равняться на Сингапур и другие развитые экономики, нам не чуждо это понятие, и вполне понятна политика привлечения капитала из-за границы.
Согласно данным на конец прошлого года, общий объем прямых американских инвестиций в РК за период независимости перешагнул рубеж в 53 миллиарда долларов, и это, по словам Бахитханова, довольно внушительные показатели. Вполне очевидно, что Штаты воспринимаются в Казахстане как один из крупнейших экономических партнеров и инвесторов: крупные американские компании активно работают в машиностроительной, химической, строительной, нефтегазовой сферах, а также на IT-платформах и других площадках. А в соответствии с курсом на восстановление нацэкономики на фоне мощнейшего ковидокризиса правительство РК, по мнению эксперта, еще больше заинтересовано привлекать американские производства в республику.
— Казахстан с точки зрения инвестиционного поля весьма привлекателен для бизнеса, — продолжил Бахитханов. — Не считая направления добычи полезных ископаемых, мы являемся транзитной зоной между Китаем и Европой. Благодатная почва, этакий «чернозем» в мире прямых инвестиций.
Но, как говорится, ничего совершенного в этом мире нет, и регуляторная политика в сфере безопасности инвестиций оставляет желать лучшего.
Безусловно, сравнивая нас со странами Центральной Азии, мы имеем в глазах инвесторов огромное преимущество. Экономика РК является второй экономикой постсоветского пространства и крупнейшей в Центральной Азии, хотя Узбекистан в недалекой перспективе готов оспорить это утверждение. Но все же что есть, то есть, и для оживления экономики в нынешних условиях нам необходимо грамотно подойти к вопросу увеличения инвестиционной привлекательности страны. Сравнивать себя с РФ бессмысленно в том плане, что большой брат на то и большой, что там совсем другие цифры и направления. Конкуренция необходима, но без фанатизма, каждый идет по своему индивидуальному пути.
За годы независимости Казахстана в экономику страны инвестировала 121 страна. Больше всего денег поступило из США, Нидерландов, Швейцарии, Китая и Великобритании. При этом первые три страны вложили больше, чем все остальные в совокупности. Но среди стран, заинтересованных развивать свой бизнес в Казахстане, России нет и в первой пятерке. Поэтому рассуждения о том, вытесняют ли Штаты нашего северного соседа по части влияния в Казахстане, стоит рассматривать в более сложном геополитическом пласте. Казахстан проводит многовекторную политику, стремясь развивать экономические связи как с США, так и с Китаем, и с Россией. В республике достаточно активны российские компании, такие как «Лукойл», Росатом, КАМАЗ. Но вполне очевидно, что инвестиционные возможности российских компаний меньше, чем американских, в силу их меньшего веса в мировой экономике.
Что касается моментов, на которые указал американский дипломат, рациональное зерно в них абсолютно точно есть, поскольку верховенство права в применении закона может обеспечиваться только судами. Правоприменительная практика в таком случае является мерилом воплощения принципа того самого верховенства права. Для современных экономических отношений любого масштаба одним из наиболее важных факторов является стабильность делового оборота, позволяющая опираться на сложившиеся правовые и экономические институты и прогнозировать развитие, исходя из устойчивости таких институтов. В оценке инвестиционного климата обычно учитываются различные аспекты, но зачастую риски нестабильности правовой системы являются ключевыми для определения инвестиционного климата как неблагоприятного, — резюмировал эксперт.