Чаще всего под это определение попадают сексуальность, интимные отношения и девушки, которые не стесняются говорить о своих предпочтениях и показывать собственное тело, передает Today.kz.
Уже несколько дней подряд это самое слово из трех букв, обозначающее нечто постыдное, буквально пестрит в комментариях на сайтах СМИ и социальных сетях.
Очередным поводом для пересудов и массового налета "уятмэнов" в социальные сети стал арест Айжан Байзаковой, известной казахстанцам своими откровенными фотографиями и крайне эмоциональными высказываниями.
Для тех, кто забыл или не знал (хотя это возможно только если вы были в подлодке на дне Тихого океана), напомним: популярную Instagram-модель арестовали после того, как в социальных сетях появилось видео, где Айжан Байзакова проводит конкурс на раздевание среди посетительниц Zakova Bar в Алматы. Главный приз — 50 тысяч тенге. В объективы камер попали две девушки, обнажившиеся ради награды.
— 17 декабря 2017 года около 23:30 Айжан Байзакова, находясь в ночном клубе, (…) выражалась нецензурной бранью, также являясь ведущим этого вечера, проводила конкурс на раздевание среди девушек, тем самым своим действиями проявила неуважение к окружающим, нарушая общественный порядок и спокойствие физических лиц", — сообщили в специализированном межрайонном административном суде Алматы.
Ближайшие три дня Instagram-модель проведет в изоляторе временного содержания. Ее страница в социальной сети заблокирована, а саму девушку, как рассказала ее сестра, избили после появления скандального видео на просторах Сети.
И пока Facebook кишит пересудами казахстанцев о том, что поведение и стиль жизни Айжан Байзаковой в целом — "ұят", известные блогеры запустили флешмоб под хэштегом #СправедливостьБайзаковой в поддержку модели.
Мы связались с небезысвестной Асель Баяндаровой, чье полуобнаженное фото однажды взбудоражило весь казахстанский сектор Facebook, чтобы узнать: зачем наши девушки раздеваются перед объективами фотокамер.
"У каждой женщины есть свои мотивы. А реакция нашего общества — это признак инфантилизма, потому что большинство считает, что женщина управляема, и у нее не должно быть своих мыслей, пытается на нее воздействовать", — прокомментировала инцидент Баяндарова.
Так что может быть этим мотивом? Стремление к популярности? К деньгам? Протест против табуированности? Проявление сексизма?
Редакция Today.kz предлагает вам разобраться в этом вопросе и выразить собственное мнение.
Динара Рахимбаева и Корлан Мади VS Уятмэн
Вообще фотосессии казахстанских моделей в нижнем белье и в стиле "ню" для международных изданий — явление совершенно не новое и далеко не прецедентное в мире модельного бизнеса. При этом каждый раз фото наших соотечественниц в глянцевых изданиях вызывает общественный резонанс.
Популярность модели Корлан Мади, уроженки Казахстана, резко взлетела среди наших соотечественников после фотосессии для мексиканской версии журнала Maxim. Материал вышел под заголовком "Корлан Мади — казахская королева".
Сразу же после этого фотографии стали массироваться в социальных сетях, а в адрес самой Корлан Мади были адресованы нелицеприятные высказывания со стороны казахстанцев.
— Мягко говоря, я пребывала в небольшом шоке, потому что не думала, что такая женственная, красивая и совершенно безобидная фотосессия могла задеть чувства наших сограждан и вызвать столько споров. Я была в недоумении, когда увидела многочисленные перепосты и негативные комментарии пользователей. Судя по высказанным мнениям в Интернете, социальная позиция и действия женщины в Казахстане должны быть ограничены, а права приравнены к нулю. Рассуждения о том, что неправильно показывать красоту своего тела, довольно радикальны, это демонстрирует узкое и стереотипное мышление, — позже рассказала она в интервьюодному из изданий.
В январе 2017 года под шквал критики отечественных поборников морали и "уятмэнов" попала Динара Рахимбаева. "Казахстанская барби" опубликовала в своем профиле Instagram фото со съемок рекламы для казахстанского бренда нижнего белья Bite Me Lingerie, размещенные в журнале L’Officiel Kazakhstan.
"У всех свои нормальности и свои реалии. Не стоит навязывать то, что для вас кажется нормальным, другим", — написала Рахимбаева.
Раздеться за iPhone — российский опыт
Инцидент в алматинском клубе напомнил нам случай из жизни маленького российского городка Березники в Пермском крае. В 2015 году в одном из местных клубов ведущий объявил не конкурс, главным призом которого стал iPhone 5S. Задачей девушек было полностью обнажиться на глазах зрителей и станцевать.
Кстати, российские СМИ отмечают, что одна из конкурсанток была замужем.
Голые и несмешные инциденты с "обнаженкой" в Казахстане
Случай в Zakova Bar — не единственный, когда наши соотечественники оказывались перед объективами фото- и видеокамер в чем мать родила. Периодически социальные сети и новостные порталы то и дело "взрывают", скажем так, проявления неординарного поведения казахстанцев.
В 2012 году "фурор" произвели две жительницы Костаная, которые вышли на прогулку полностью обнаженными (не считая туфель на каблуке). Видео, моментально распространившееся по социальным сетям, тиражировали не только казахстанские, но и зарубежные СМИ.
По словам 18-летней Арины Бадиной и 19-летней Майи Кожухарь, на такой поступок их подтолкнула некогда популярная украинская музыкальная группа NikitA — в одном из клипов солистки коллектива ходят обнаженными по супермаркету.
Что ж, в жизни все оказалось не так просто, как на экране — жительниц Костаная задержали стражи порядка. Суд назначил им наказание в виде ареста на двое суток за нарушение общественного порядка.
Еще одна жительница Костаная прославилась благодаря своим откровенным фото уже в 2017 году. "Пикантности" снимку добалял не только автомобиль BMW, но и локация съемки — одна из городских АЗС. Снимки попали в редакцию одного из региональных СМИ.
Кстати, героями обнаженной фото- и видеосъемки в Казахстане становятся не только представительницы прекрасного пола.
Осенью 2015 года жители Петропавловска стали свидетелями "необычной" игры в футбол: раздетый мужчина катал мяч прямо по проезжей части. Как установила полиция, им оказался психически нездоровый человек. Видео из социальной сети удалили "по этическим соображениям".
А вот жители Темиртау в 2016 году стали свидетелем обнаженной прогулки одного из горожан. Полицейские задержали мужчину, который находился в состоянии алкогольного опьянения. Голого нарушителя общественного порядка арестовали на 10 суток за хулиганство.
Психолог: деньги и секс будоражат всех
По мнению директора Института психоанализа Казахстана Анны Кудияровой, случай в Zakova Bar привлекает внимание общества по двум причинам.
— Скажем так: деньги и секс — две главные темы, которые будоражат всех, даже маленьких детей. Так устроены мы и наше общество. Тот случай, о котором мы говорим, он интересен публике именно потому, что там есть и первое, и второе. Вообще, я считаю, что это очень грамотный ход — если кто-то его организовал и делает на этом деньги, — отметила Кудиярова.
По ее словам, зачастую стремление раздеться продиктовано исключительно финансовым интересом. Но здесь нужно говорить скорее о тех, кто платит.
— Под психологией лежит экономика. Спрос рождает предложение. Не было бы спроса — никто бы там не раздевался. Нужно говорить не только о тех, кто раздевается, но и о тех, кто готов за это платить. А что касается популярности этого случая: многие люди завидуют этим девушкам — они тоже хотели бы раздеться и за пять секунд заработать 50 тысяч тенге. Но у них это не получается, и включается своеобразный "механизм защиты", тут и начинается осуждение, — подытожила Анна Кудиярова.
Стриптиз с точки зрения религии
Конституция определяет Казахстан как светское государство, где каждый имеет право на свободу совести и вероисповедания. Ведущими конфессиями являются мусульманство и православие. Мы узнали мнение духовников о сексе, стриптизе и вызывающем поведении в Казахстане.
— Все, о чем вы говорите, это харам. Это запрещено Аллахом. Все эти пути — обнажаться, показываться посторонним — ведут к прелюбодеянию и идут от шайтана. Подобное поведение запрещено что женщинам, что мужчинам. В исламе это разрешено только между мужем и женой — это личный вопрос, семейный, — отметил руководитель отдела шариата ДУМК наиб-муфтий шейх Мухаммад Хусейн Алсабеков.
По его мнению, если каноны ислама важны только для людей этой религии, то государство должно регулировать вопрос на законодательном уровне.
— Со стороны государства такие вещи тоже допускать нельзя. И потом, у каждого есть мама, у кого-то — дочь, сестра. Думаю, никто не захочет, чтобы завтра их знали по таким поступкам. Нужно защищать женщин. Нужно сохранять наше общество от постыдного, от запретного, — сказал священнослужитель.
Его мнение разделяет православный коллега — протоиерей Евгений Иванов, пресс-секретарь Алматинской епархии. По словам отца Евгения, табуированная в консервативном обществе тема сексуальности популярна среди молодежи из-за ошибочного понимания морали.
— Некоторые люди воспринимают нравственные и поведенческие нормы как некий запрет и ограничение своей свободы. Это восприятие неправильное: девушка решила, что она свободна от табу и запретов, и так воспринимает свою свободу. Но в жизни общества, государства, страны есть определенные нормы. Да, они ограничительные и они сдерживают. Но это же вполне естественно — закрывать человеку части своего тела. Это ненормально, если человек обнаженный выходит на улицу, — сказал он.
Кстати, защитников Айжан Байзаковой отец Евгений не считает людьми, разделяющими ее взгляды. Так же, как и не верит в искренность тех, кто высказывается в поддержку девушек, обнажившихся в клубе на том самом конкурсе. По мнению церковника, цель блогеров — поднять собственную популярность за счет инцидента.
— А защищать у нас модно. Для чего эти "защитники" выкладывают видео? На фоне развившейся информационной кампании они стремятся приобрести себе немного популярности, славы, или, как говорит молодежь — "хайпа". Тут все просто, и все это не потому, что они искренне разделяют мнение девушки. Большинство тех, кто ее защищает, вряд ли выйдет в город голым. Сегодня человек сильно желает именно славы. Любым путем. Кто-то ради этой славы и хорошего селфи в Instagram лезет на башню, совершает самые рискованные и нелепые поступки ради того, чтобы ее приобрести. Все просто, как дважды два. Человеческая гордость находит себе выход именно в этом, — сказал отец Евгений.