Модельное плавание - Караван
  • $ 495.95
  • 524.37
-4 °C
Алматы
2024 Год
16 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Модельное плавание

Модельное плавание

Начистоту об азиатских стандартах красоты и рынках, об отсталости отечественного модельного бизнеса, о стереотипах и об отношении к девушкам с подиума нашей газете рассказала казахстанская модель Ирина Проференко.

  • 27 Февраля 2009
  • 3603
Фото - Caravan.kz

Уверенная в себе интеллектуалка Ира Проференко, пока не выигрывала медалей на национальных конкурсах красоты, но более 10 лет, проведенных в модельном бизнесе, дали ей нечто большее – международный опыт и работу в мировой фэшн-индустрии. Она – ас своей красивой профессии. Работала в Москве и Сингапуре… Сейчас ее постоянный офис – в Гонконге, модном и финансовом центре Азии.

В Казахстане не заработаешь

– Как находила в модельном бизнесе свое место под солнцем?

– Моей первой школой в этом бизнесе стало одно из алматинских агентств. Потом было участие в национальном конкурсе красоты, в Неделях высокой моды. После этого удалось поработать по контракту в Москве. Вернулась в Алматы, устроилась в другое агентство. Там началась по-настоящему кочевая жизнь. А весной 2008 года ушла в свободное плавание.

– Работа модели, на твой взгляд, востребована в Казахстане?

– Очевидно, что работа модели в Казахстане почти не оплачивается. Зачастую у девочек больше денег уходит на оплату такси для поездок на примерки и показы, чем они за них зарабатывают. Даже участие в съемках рекламных роликов не приносит больших денег. Несмотря на все это, многие стремятся попасть в модели. Хотя, разумеется, кто-то рассматривает это всего лишь как занятное и модное хобби. Для других конечной целью является удачное замужество. Кому-то просто прикольно оказаться в мире гламура. В Алматы моделей пруд пруди, и предложение многократно превышает спрос.

Длинноногие аксессуары

– В таком случае, как оценишь уровень казахстанского модельного бизнеса?

– Модельный бизнес в Казахстане – это не более, чем слова. У нас принято экономить на моделях – в журналах снимаются знакомые редакторов, в рекламе – сотрудники продакшн-компаний, в клипах – родственники исполнителей. Хорошо платить не принято. Зачем, когда сестра или подруга бесплатно снимутся?! Для формирования рынка моделей нужны предпосылки – вроде отечественных брендов, дизайнеров, журналов, фотографов.

Модельный бизнес – это орудие рекламы. И насколько развит рекламный рынок, можно судить о модельном бизнесе. Когда у нас возникнет необходимость делать рекламу качественно и эксклюзивно, тогда, пожалуй, люди по-настоящему осознают необходимость привлекать элитных моделей.

– С каким отношением приходится сталкиваться девушкам, работающим в фэшн-индустрии?

– В Казахстане моделлинг приличным бизнесом не считается. Отсюда – соответствующее отношение и к моделям. Здесь их, скорее, воспринимают как высококлассных спутниц для выхода в свет: толстосумы стремятся обзавестись красивой долговязой подругой, чтобы иметь возможность продемонстрировать ее друзьям как мини-выставку своих материальных достижений. К моделям относятся как к длинноногим аксессуарам.

В Гонконг поехала не раздумывая

– Как ты оказалась в Гонконге?

– В Гонконг попала совершенно случайно – тогда я работала по контракту в Сингапуре. Прогуливалась как-то по улице, вдруг меня окликнул человек. Как выяснилось позже, он один из скаутов гонконгского агентства “Старз”. Он мне и предложил поехать туда работать. Я не раздумывала ни секунды: была наслышана о гонконгском рынке и собиралась поехать туда в любом случае.

– Расскажи об особенностях азиатского модельного бизнеса, чем он отличается от нашего?

– Азиатский модельный бизнес, равно как и европейский, от казахстанского отличается уже тем, что он есть. Для меня одним из критериев модельного бизнеса в стране является участие в нем иностранных моделей – это показатель того, что индустрия рекламы развита в достаточной степени. Вы видели в Алматы хоть одну модель из-за границы, которая бы зарабатывала здесь этим деньги?!

“Сферы” влияния

– Как много в Гонконге работает моделей из Казахстана?

– До обидного немного. Самые большие “национальные группы”, занятые в этом бизнесе, – уроженки Бразилии и России, много из Америки, Юго-Восточной Европы. Если же посчитать всех казахстанок, которые когда-либо работали в Гонконге, насчитаешь от силы с десяток.

– Наверняка там существуют свои стандарты красоты? Какие девушки в почете?

– Успешность каждой модели зависит от того, найдет ли она подходящий рынок для своего типажа, поскольку у Европы и Азии совершенно разные стандарты красоты. В Европе более популярны европейский и славянский типажи. Азиатский – востребован нечасто, хотя в последнее время пошла практика использования азиатских лиц для рекламы европейских брендов – например, китаянка Ду Хуан, сделавшая в прошлом году кампейны для Ива Сен-Лорана и Луи Вюиттона. Какое-то время назад безусловными фаворитками были бразильянки, потом в моду вошел славянский типаж. А в Милане в этом году было не протолкнуться среди азиаток.

В Азии, естественно, в фаворе азиатский типаж, очень популярны метисы, “латинос”. Европейская внешность, впрочем, тоже котируется, но меньше. А вот чернокожие модели в Азии вряд ли добьются успеха – исторически здесь сложилось так, что белая кожа – признак красоты и аристократизма. Азиаты более консервативны. Единственное, пожалуй, исключение – Япония, которая отдает предпочтение европейскому типу внешности. Азиаток на модельном рынке там не так много.

Запасной “аэродром” ищи смолоду

– Почему ты пошла в модели? Это было желание хорошо жить? Показать себя миру или просто больше ничего не хотелось делать?..

– В модели я подалась с подачи мамы. Никогда не рассматривала эту профессию как дело всей жизни, сейчас тоже не рассматриваю. Пока работала в Алматы, воспринимала это как хобби. Потом появилась возможность уехать за границу. Поехала больше для галочки, с намерением по приезде найти себе работу по специальности, но… незаметно для себя втянулась! Я начинаю чувствовать дискомфорт, если приходится долго сидеть на одном месте. Кроме того, эта профессия имеет множество бонусов – возможность путешествовать, расширить кругозор, встретить людей самых разных национальностей. Она учит самостоятельности, дает колоссальный житейский опыт.

– Ты – одна из “ветеранш” казахстанского модельного бизнеса, насколько сильно эта профессия ориентирована на молодых?

– Это однозначно профессия молодых. Главный инструмент любой модели – ее внешность, а она с возрастом тускнеет. Так что уход на пенсию абсолютно предопределен. Главный вопрос – когда? Многие модели параллельно получают образование и впоследствии работают в связанных с модой областях стилистами, дизайнерами, пиар-менеджерами фэшн-брендов. Я в свободное от моделлинга время работаю визажистом, параллельно занимаюсь фотографией (работы автора — здесь). Но есть и те, кто остается на плаву, невзирая на возраст. Ярчайший пример – Кейт Мосс. Она уже давно не просто модель, она икона стиля, лицо эпохи, легенда.

Бог миловал от диет

– Насколько соответствует действительности мнение о том, что интеллектуалки не идут в модели?

– Это, разумеется, стереотип. Как уже говорилось выше, это профессия молодых. В модели приходят с 14-летнего возраста. Нежный возраст, отсутствие житейского опыта, неумение разбираться в людях и отличать хорошее от плохого. Это возрастная глупость, которая проходит со временем. Хотя, конечно, не у всех. Не стоит забывать, что эта профессия публичная, модели всегда на виду, поэтому сплетничают о них намного чаще и охотнее, чем, скажем, о парикмахерах или юристах.

– Самая интересная для тебя фотосессия в 2008 году?

– Их было несколько. Запомнились съемки для каталога Prestige. Laurent Segretier. Фотограф-француз сумел создать совершенно расслабленное, даже томное настроение на площадке без ущерба для рабочего процесса. Плюс потрясная работа стилиста. Еще запомнилась съемка для журнала Hong Kong Land – я работала на ней с известным стилистом Рут Ди Канн. Она, кроме всего прочего, потрясающая женщина и мама пятерых детей…

– Ира, открой секрет, в кого ты такая высокая и красивая?

– Гены решают все! В моей семье все высокие и стройные. На диетах не сижу – это вредно. Но в зал хожу, правда, нечасто – ленюсь. Честно говоря, если была бы склонна к полноте, то давно бы бросила модельный бизнес – меня бы выводило из себя все время сидеть на диетах и потеть на тренажерах…