Мобибум продолжается - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мобибум продолжается

Мобибум продолжается

Раньше для меня слово "коммуникация" ассоциировалось с бесконечными проводами, толстыми кабелями, почти не подъемными телефонными аппаратами с депрессивно-рычащим … дррр...

  • 26 Февраля 2007
  • 1820
Фото - Caravan.kz

Но, спустя каких-то 10 лет, все изменилось. Теперь коммуникации включают в себя, помимо привычного стационарного телефона, еще и бесконечные просторы интернета, и, конечно же, мобильный телефон.
За привязанность к последнему, многие из нас в месяц тратят энную сумму, в зависимости от пристрастия, таким образом, внося собственный вклад в прибыль в одного из наиболее развивающегося и рентабельного вида коммуникации, а именно 45,9% всех доходов связи. В сравнении, прибыль за интернет составляет — 5,2%, радиовещание, телевидение — 3,4%, почту — 1,8%.
Одной из последних значимых новостей мобильного мира в Казахстане, стала информация о появлении нового оператора связи — NeoTelecom с торговой маркой «Neo», официальное появление которого состоялось в середине февраля 2007 года (об этом чуть позже).
Как будут развиваться события, покажет время, а пока ознакомимся с состоянием рынка сотовой связи перед появлением третьего GSM-оператора.
Если начать «издалека», то следует сказать о положении нашей республики относительно рынка мобильной связи СНГ. В данный момент Казахстан стоит на третьем месте по уровню распространения сотовых телефонов.
А вот лидером по числу абонентов является Россия — 101% населения (у многих пользователей несколько телефонов с разными операторами), следующими идут Украина — 84%, Казахстан — 46%, и т.д.
Сравнивая показатели России и Казахстана, напрашивается вывод, что у нас сохраняется возможность для развития сегмента мобильного рынка. А значит, борьба за нового абонента продолжается, да и реклама агрессивного характера местной сотовой индустрии будет только увеличиваться.
Несмотря на то, что нас, в смысле казахстанцев, относительно немного, количество компаний — операторов мобильной связи достигает шести:
— три в стандарте GSM — K’Cell и Activ, Beeline и K-Mobile и новичок NEO;
— три в стандарте CDMA — Dalacom и Pathword, «Жаршы» и торговая марка Excord.

Но, в большинстве своем рынок сотовой связи поделен между тремя крупнейшими операторами: «GSM Kazakhstan» (3,5 млн.), «КаР-Тел» (4 млн.) и «Алтел» (500 000).
По официальной информации в республике зарегистрировано более 6 млн. пользователей мобильной связи, или 46% населения республики.
В принципе, приведенные данные относительно количества абонентов, можно ставить под сомнение, так как идет подсчет по проданным сим-картам, а не количеству пользователей. Согласитесь, что число абонентов не всегда может равняться количеству проданных сим — карт. Например, у одного абонента, два, и более номеров одного оператора связи. Или когда-то телефон был украден / утерян и чтобы не платить за перевыпуск сим-карты, (в среднем 1 400 тенге), пользователь заново подключился (минимальная стоимость подключения 1000 тенге).
По оценке заместителя председателя Агентства по информатизации и связи РК Ризата Нуршабекова, к 2008 году абонентская база вырастет до 7,5 млн. человек.
Хотя существует вероятность, что количество абонентов превысит ожидания. Так, по данным исследования, проведенного компанией ICT-Marketing GSM в 2005 году, количество только взрослого населения равнялось 30%, но уже в конце 2006 года превысило — 45%.
На мой взгляд, причиной столь незначительного проникновения мобильной связи в республике становятся достаточно высокие тарифы.
По сравнению с Беларусью цены наших операторов в 3 раза выше. В Узбекистане средняя стоимость минуты разговора по стране всего 6 центов. Если рассмотреть политику снижения цен местных операторов связи, то картина следующая.
«КаР-Тел» (Beeline и K-Mobile) время от времени снижает цены, до нескольких тенге, или вводит в действие новые тарифные планы.
До недавнего времени цены на услуги связи «GSM Казахстан» (K’Cell и Activ) оставались без изменения. Хотя время от времени компания проводила различные акции, предоставляя «бонус-единицы» или делая скидки на голосовые сообщения. Жалко, что далеко не все обращают внимание, что в рекламе на экране телевизора или на билборде есть надпись мелкими буквами: «Для разговоров внутри сети с 23.00 до 7.00», то есть в не активное время.
Но буквально месяц назад «GSM Казахстан» объявила об изменении тарифов на все звонки для своих абонентов. С 22 января 2007 года в системе Activ стоимость разговоров снизилась в среднем на 15%, а биллинг стал посекундным.
Абонентов K’Cell обрадовали скидкой в 10% и запуском нового тарифного плана без абонентской платы.
Мое внимание, напрмер, привлек тарифный план: «Активный студент» отличается от других недорогими SMS -сообщениями, всего 3 тенге (ранее составлял 14 тенге).
Если говорить, какими услугами сотовой связи чаще всего пользуются абоненты, то в тройку самых популярных входят следующие сервисы мобильной связи:
Исходящие звонки внутри сети — 90%;
Исходящие звонки на сети других сотовых операторов — 70,5%;
Исходящие звонки на фиксированные телефоны в городе, где находится респондент — 51%.

Как показывают результаты исследования «Рынок сотовой связи в Казахстане», использование услуг сотовой связи, колеблется в зависимости от социально-демографических характеристик пользователя.
На мой взгляд, с целью увеличения количества сельских пользователей, был создан новый оператор сотовой связи Neo. Ведь именно эта часть общества зачастую оторвана от мира, с низкой доступностью к телефонной связи.
Судя по рекламным текстам, подключившись к функции Neo- гид, можно звонить на международные и междугородние телефоны, затрачивая 32 тенге за 60 секунд за исключением стран Африки, Южной Америки, Австралии и Океании.
Таким образом компания предлагает новую услугу на рынке Казахстана сотовой связи IP- телефония. Если ранее, чтобы воспользоваться Интернет-телефонией нужен был стационарный телефон, то сейчас достаточно подключится к Neo.
Говоря простым языком — эта технология, позволяет вести голосовые переговоры через Интернет. Именно благодаря этому стоимость разговоров становится ниже по сравнению с обычной телефонной связью. Хотя, вопрос цены и качества остаются открытым.
В качестве примера последнего хочу рассказать о собственном опыте подключения к функции Neo — гид. Итак, подключившись в числе одной из первых, я стала обладателем услуг новой связи.
Купившись на рекламный трюк «32 тенге за минуту в любую часть мира», решила поздравить знакомого подполковника милиции с 23 февраля. Прочитала инструкцию и проделала весь путь набора номера в точности: результат равнялся коротким гудкам. Желание воспользоваться дешевыми тарифами и позвонить в Калининград было велико, и я обратилась за консультацией в службу поддержки Neo.
Опять сделав, все в точности по инструкции, в трубке телефона услышала привычно-знакомый звук характерный подключению к сети Интернет, мои уши еще минуту терпели скрип и скрежет в ожидании долгожданного соединения, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. В итоге, пожалев собственные нервы, воспользовалась обычным стационарным телефоном, заплатив за минуту разговора 55 тенге.
Теоретически данный вид услуги весьма удобен для сельского населения, а это примерно 44% от общего количества населения республики. Учитывая проблему доступности телефонной связи в отдаленных регионах Казахстана, новый оператор связи может уже в первый год превысить предполагаемый охват в 700 тыс. абонентов. И вот первое тому подтверждение.
По словам Аскара Достиярова, председателя совета директоров ТОО «Мобайл Телеком Сервис», за первые дни работы к Neo подключилось 5 000 пользователей, и 70% из них уже пополнили свой баланс.
Если честно, верится с трудом. Когда я пришла подключаться 14 февраля (в первый день работы оператора), продавцы сим-карт смотрели на меня большими глазами, имея в наличии товар, они не могли внятно рассказать о нем, презентовать, если хотите.
Думаю единственное, что может привлечь пока обычного абонентов, — это акция, проводящаяся до конца марта, если качество связи не сыграет с ними такую же злую шутку как со мной.
А для корпоративных клиентов, хорошо продумана система индивидуального подхода к клиенту — услуга «Эффективное время». Работодатель может оплачивать услуги связи сотрудников, только в рабочее время с 09.00 до 18.00, исключая перерыв на обед, а личные разговоры корпоративные клиенты могут оплачивать по льготным корпоративным условиям.
Зона покрытия нового оператора связи составляет 30 городов Казахстана, к концу года компания планирует обеспечить связью 87 городов и населенных пунктов Казахстана.
Neo поддерживает стандарты GSM, GPRS, EDGE, установлено оборудование компании «Эрикссон».
Данная технология позволит обеспечить высокое качество голосовых услуг, уменьшить затраты на содержание сети и подготовит ее к последующей эволюции к сетям связи третьего поколения — 3G.
Несмотря на все перечисленные прелести NEO вышел на рынок без некоторых элементарных вещей для обычного абонента. Например, обмен SMS возможен пока только внутри сети, или отсутствует возможность отправлять MMS, хотя GPRS и WAP уже работают (цены на них также ничем не отличаются от конкурирующих компаний). Хотя, обещают, что все это будет уже совсем скоро.
Вполне логично, что при увеличении количества абонентов растет и прибыль операторов связи тоже.
По данным исследования «Развитие рынка сотовой связи в Казахстане», GSM-Kazakhstan с брендами K-Cell и Activ на конец 2006 года по-прежнему занимал лидирующие позиции, его доля рынка (по доходам) составила 63%.
Однако, по сравнению с концом 2005 доля рынка этого сотового оператора снизилась: на конец 2005 она составляла 73%. Одновременно наблюдался рост доли рынка компании «Кар-Тел», которая работает на казахстанском рынке с торговыми марками K-Mobile и Beeline, что является результатом агрессивной маркетинговой политики, которую Beeline проводит на казахстанском рынке в течение уже 1,5 лет.
Доля рынка компании «Кар-Тел» (по доходам) увеличилась с 25% в начале 2006 года до 34% в начале 2007 года.
Пожалуй, это все что можно сказать о ситуации в области сотовой связи на сегодняшний день. Остается лишь добавить несколько слов относительно того, как будет развиваться рынок. По мнению Нуркена Халыкбергена, pr-менеджера, мировой рынок сотовой связи стандарта GSM имеет огромные перспективы, что в равной степени относится и к Казахстану.
«В настоящее время уровень проникновения сотовой связи в стране увеличивается, и этот показатель будет расти. К концу 2007 года мы полагаем, что он составит 80%. К 2009 году казахстанский рынок может достичь цифры 100% насыщения. Чему весьма способствует экономическое развитие страны, которая занимает лидирующие позиции среди стран СНГ, в частности по показателю роста ВВП».

P.S. Автор благодарит за помощь в создании материала, Наталью Оспанову, директора компании ICT-Marketing.

Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru

Фото с сайта http://www.advesti.ru