Республика Казахстан является не только многонациональной страной, в которой дружно сосуществуют сотни разных этносов, но и многоконфессиональным государством, где в единстве, мире, дружбе и согласии вот уже многие десятки лет уживаются представители самых различных религиозных вероисповеданий: ислама, христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, иудаизма, индуизма и др.
Вопросы межконфессиональных отношений на сегодняшний день представляют особую важность и актуальность, а также требуют должного внимания со стороны СМИ. Дабы более подробно осветить эту тему, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к главному научному сотруднику Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, профессору Анатолию КОСИЧЕНКО.
— Это такая трафаретная фраза — но межконфессиональное согласие в Республике Казахстана находится на завидном для некоторых других стран уровне, — отметил в начале разговора господин Косиченко. — Многие понимают, что религия за последние годы стала заметной формой противостояния — ее вовлекли в геополитические процессы и используют для протестного потенциала. Иными словами, «канализация» протестного потенциала в том числе осуществляется и посредством религии.
Важно помнить, что религиозные ценности очень глубоки. — отметил наш спикер. — А человек, который считает себя верующим, очень чтит эти ценности и противостоит другим ценностям. Поэтому межконфессиональные отношения во многих странах очень напряжены, тогда как в Казахстане в этом плане удается сохранить стабильность. И, конечно, в первую очередь, это благодаря двум крупнейшим этносам в нашей республике — казахам и русским, — которые носят общинный характер. В последние годы из-за товарно-денежных отношений религиоведение развивается, но, тем не менее, общинные ценности доминируют. А когда доминируют общинные ценности, люди,возможно, испытывая давление и желание проявить какие-то конфликтные качества, умело сдерживают себя.
Более того, хочу повторить то, о чем я говорил ранее:религия может как углубить конфликт, так и поспособствовать консолидации общества. Несмотря на то, что религиозные догматы, по своей сути разные, нравственность, к которой призывают основные религии, схожа. Верующие люди остерегаются противостояния каким-либо другим социальным слоям и группам, поэтому религия способна сплачивать общественность. Именно этот позитивный и консолидирующий потенциал религии нам нужно реализовывать и развивать.
Кроме того, руководство Республики Казахстан в политическом отношении ведет себя очень обосновано и разумно, так что я оцениваю межконфессиональные отношения как хороший, стабильный и вызывающий надежды на консолидацию общества фактор.
— А что можно сказать о религиозной толерантности? Развита ли она в нашей стране?
— В каком-то отношении она развита, в каком-то — не совсем. Межрелигиозное согласие в определенной мере является следствием религиозной толерантности, — подметил Анатолий Григорьевич. — Но религиозная толерантность, несмотря на такое позитивное отношение к ней во всех кругах, также должна иметь и определенные границы. Ради толерантности нельзя разрушать внутреннее содержание религии. К примеру, у религиозных либералов – а такие тоже есть – толерантность вообще безбрежная. Они в угоду друг другу (хоть это по большому счету никому и не надо) готовы разрушать внутренние основы религии, что также неполезно.
— Какие из основных положительных особенностей межконфессионального разнообразия в нашем государстве вы можете отметить в первую очередь?
— Как показывает исторический опыт, государство, которое усиленно акцентирует в идеологической и политической сферах значение религии, может навлечь на себя опасность. Всякое колебание и религиозное провоцирование сказывается на всей государственной и социально-политической системе. Поэтому в наших условиях светскость государства, которая предполагает и многообразие конфессий- это благо для страны, — резюмировал Косиченко.