«На экраны в Казахстане вышел исторический фильм с миллиардным бюджетом, но с кучей идеологических и научных ошибок»
На портале Abai.kz опубликовали материал с высказыванием Мақсата Жақау о новом историческом фильме «Рассвет Великой Степи», который был снят без участия историков, филологов и этнографов.
«Я не смог дольше пяти минут смотреть фильм «Рассвет Великой Степи», который иллюстрирует историю Қасым хана, Бұрындық хана и XV-XVI век в целом. В каждом втором предложении — «Да будет доволен тобой Аллах», "с поддержкой Аллаха", Бұрындық хан, читающий коран, Қасым хан, перебирающмй четки. Слова Қасым хана в протоколе: «Да будет доволен тобой Аллах, Василий» русскому послу. Короче, это создало впечатление, что фильм написан имамами. Фильм с бюджетом в млрд, в котором вообще не участвовали историки, филологи, этнографы, из-за чего много идеологических и научных ошибок», ― высказался автор.
По его словам, это произведение, в котором предки не скачут, взывая к духу предков, и зачастую отсутствует дух нации. К сожалению, нет ни одного представителя интеллигенции, который бы смог это все высказать. Он также подчеркнул, что если бы была комиссия, состоящая из Есенберлина, Мүсірепова, Кекілбаева, Арғынбаева, Сейдімбека, Қасымбаева, они бы вовсе запретили выпускать его.
«Многие казахстанцы до сих пор стесняются носить казахскую одежду в повседневной жизни»
На портале Stan.kz разместили интервью с 19-летней Аружан Амангелдіқызы, которая дрессирует неприрученных жеребцов и верблюдов.
Девушка — уроженка Тараза. Она родилась и выросла в семье, занимающейся животноводством. Сейчас она учится в ЖенПУ и все свое свободное время проводит в центре этноискусства «Топжарған» на окраине Алматы, дрессируя лошадей, верблюдов и беркутов.
Она попала в Книгу рекордов КиНЭС как казашка, которая впервые выстрелила из лука в жамбы, сидя верхом на верблюде. Она преодолела 100 метров за 12 секунд и поразила цель. Однако если некоторые смотрят с восхищением на увлечения девушки, то есть и те, кто осуждают ее.
«Многие не поддерживают. Часто спрашивают: “Ты же девочка, зачем тебе такие занятия?”. С другой стороны, люди говорят, что гордятся мной. Я стараюсь не обращать внимания на злые высказывания. Это наш национальный спорт, и мы стараемся всячески превозносить национальный колорит. А в повседневной жизни стараюсь одеваться в казахском образе. Даже в самом городе не стесняюсь ходить в сапогах, с тымақом. Многие с интересом заглядываются на казахскую одежду», ― поделилась девушка.
По ее словам, многие стесняются носить казахскую одежду в повседневной жизни.
"Я думаю, что это очень печальная ситуация. Ношение повседневной одежды в казахском стиле пробуждает дух", — считает Аружан.
«Во время землетрясений нужно искать инженеров, а не молду»
Аdyrna.kz Елдес Орды высказался о том, что произошедшее в Алматы землетрясение должно помочь обществу опомниться.
«В любом общетсве найдутся люди, которые будут вести сухую проповедь о том, что земля сотрясается из-за наших грехов. Земля трясется, это постоянное явление. В случае катаклизмов наше общество должно больше руководствоваться точными науками. Японцы так делают уже столетиями. Извлекая уроки из каждого разрушительного землетрясения, они уменьшили человеческие и материальные потери до минимального порога. Японцы не искали "молду, святого" в случае землетрясения, а прислушивались к ученым-инженерам», ― посетовал автор.
Автор задался вопросом: если землетрясение — это предупреждение Бога, то о чем Бог предупреждает нас? Обижен ли он за то, что мы делаем мало пожертвований, или обижен за то, что мы не развиваем науку и образование?
В Павлодаре общественницу, поднимающую проблемы казахского языка, поместили в психдиспансер
На портале Abai.kz Қазыбек Иса заявил об освобождении активистки и защитницы казахского языка Рузы Бейсенбайтегі из психдиспансера после её принудительной госпитализации.
«Вчерашний день и ночь были потрачены на переговоры с властями. У нас было немало переговоров и с руководителями региона Кереку. Наконец справедливость восторжествовала. Наша Руза Бейсенбайтегі, отважная казахская дочь, защитница казахского языка, сегодня вышла на свободу! Можно сказать, казахский язык вышел на свободу», ― заявил автор.
Он рассказал, что настроение у Рузы хорошее, и что та выразила благодарность народу. Он также подчеркнул, что народ сумел защитить Рузу апай, которая защищала казахский язык. Ведь на весах стояла не только судьба человека, но и судьба языка и судьба всей страны.
«Если человек никогда не страдал расстройством головного мозга и не числился на специальном учете, никто не имеет права принудительно запирать его в психоневрологическом диспансере, то есть в психиатрической больнице без решения суда. Это является нарушением закона! Теперь те, кто пошел на этот проступок, должны быть привлечены к ответственности», ― пишет Қазыбека Иса, подчеркнув, что без национальной идеологии такие ситуации будут поджидать на каждом шагу.
24 января стало известно, что общественницу из Павлодара Рузу Бейсенбайтегі, которая поднимает проблемы государственного языка, насильно поместили в психдиспансер после произошедшего языкового спора. Местные жители и правозащитники, обеспокоенные произошедшим, потребовали освободить активистку. 25 января, после поднятого общественного резонанса, Руза Бейсенбайтегі была отпущена домой.
Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.