Мне некуда идти: крик души бывшего детдомовца из Алматинской области - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мне некуда идти: крик души бывшего детдомовца из Алматинской области

Мне некуда идти: крик души бывшего детдомовца из Алматинской области

“Прошу вас, не отворачивайтесь от меня, не игнорируйте мое письмо”, – написал в редакцию выпускник областного детского дома № 1 23-летний Руслан ВОРОБЬЕВ. Он живет в общежитии в Алматы. Через месяц будущий ветеринарный врач получит диплом. А дальше идти некуда! Такими темпами, как продвигается его очередь на жилье в акимате Карасайского района Алматинской области, он получит квартиру лет через 20…

  • 5 Июня 2019
  • 10246
Фото - Caravan.kz

Письмо Руслана тронуло до глубины души. Поступил в дошкольную группу детдома вместе с родной сестренкой Марией в восемь лет, после потери кормильцев.

“Все 13 лет, проведенные в стенах детского дома, я был активистом, прилежно учился, – написал Руслан. – Он для меня не просто госучреждение, а родной дом, куда часто приезжаю, чтобы вспомнить детство, пообщаться с воспитанниками. Пишу вам и молю о помощи, так как вы – одно из самых авторитетных изданий Казахстана. Надеюсь, после моего письма акимат обратит на меня внимание. Я окончил 11 классов и успешно сдал ЕНТ в 2014 году.

Хотел быть врачом, но для гранта не хватило баллов. Спонсоров не было, мне сказали – иди в ветеринарку, та же медицина. Тогда впервые познакомился с этой профессией. Через год втянулся, а теперь мечтаю открыть свою ветклинику. 5 лет успешного труда, учебы, и вот скоро я получаю диплом. Горжусь собой и благодарю своих наставников. Ведь 5 лет были не самыми легкими.

После выпуска из детдома я учился жить заново – готовить, вести бюджет, быть самостоятельным. Нам на руки дали всего по 3 000 тенге. А стипендия, соцпособие у меня только через месяц. Я их истратил и на следующий день понял – мне негде взять деньги. Искал работу, чтобы просто поесть. Целый год у меня прошел в реабилитации во взрослую жизнь. Хотел бросить учебу и сдаться. Звонил воспитателю, мы подолгу разговаривали. Плюс спасла поддержка друзей. Сегодня я заканчиваю учебу в вузе, и знаете – мне некуда идти…”.

“Очередь почти не движется”

Мы встретились с Русланом в редакции. Он с трудом нашел время в своем плотном графике – после учебы парень идет на работу. Говорит, несколько лет спит в сутки по 4–5 часов, чтобы себя обуть-одеть и прокормить. Живет в общежитии.

Еще в 2010 году его и Марию социальный педагог детдома поставила в очередь на жилье в акимат Карасайского района. Руслан в общей очереди под № 240, в категории “дети-сироты” под № 127, сестра – № 229 и № 126 соответственно.

– Когда на первом курсе пошел в акимат, там сказали – ждите очередь. И все эти 5 лет слышал один и тот же ответ – бюджет не выделяется, денег нет, ждите, – рассказывает Руслан. – В 2015 году в честь юбилея независимости выдали 100 квартир в микрорайоне “Асыл Арман”, их распределили по области. 25 квартир дали очередникам Карасайского района. Мы пришли к районному акиму в 2016 году. Почему сиротам выдают квартиры без окон и дверей и дерут квартплату как с юридических лиц

Знаете, попасть к нему было сложно – нужно пройти определенные кабинеты, договориться, доказать, что причина серьезная, иначе просто отфутболят. Я первый раз ходил целых полгода (!), чтобы только попасть на прием.

Он (аким. – Прим. авт.) мог идти по коридору, ты обратишься, скажет, нет, ждите, не я бюджет распределяю… Всё. Мы с сестрой обращались в разные фонды, они писали письма на имя главы района (еще в 2015 году ОФ “Умит” отправил письмо акиму Карасайского района ДАУРЕНБАЕВУ А. с просьбой обратить внимание на проблемы сирот. – Прим. авт.). Каждые полгода узнавал свою очередь, но она почти не двигалась!

В ответе акимата за 2017 год брат и сестра значатся под номерами: Руслан – в общей очереди 180-й, в категории “дети-сироты” – 102-й. Сестра – 179-й и 101-й номера.

То есть за 7 лет очередь Воробьева сдвинулась всего на 60 человек в общей очереди и на 25 – в категории “сироты”.

Примерно месяц назад Руслана принял новый глава Карасайского района Жандарбек ДАЛАБАЕВ.

– Мы с сестрой даже удивились, что сразу попали, – говорит Руслан. – Аким сказал – в районе нет бюджета, нужно делать запрос и так далее. Сказал – попадешь в район на работу по программе “С дипломом в село”, мы дадим определенную сумму, возьмешь дом, будешь жить. Я спросил – а сестра? Она замужем, двое детей, с супругом снимают времянку. Аким ответил – с тобой будут жить.

Не живут, а выживают

Интересуюсь у Руслана, а много таких, как он?

– Много, мы же общаемся между собой. В Алматы ребята, которые выпустились из детдома раньше нас, уже получили жилье. Много выдали квартир в построенных объектах Универсиады. Слышал, в Талгарском районе начали выдавать сиротам квартиры. И очередь якобы быстрее движется, чем в Карасайском.

– Насколько сложно совмещать работу, учебу и оплачивать арендное жилье?

– Снять квартиру для нас нереально. Студентам платят в среднем 30–50 тысяч тенге в месяц. Многие детдомовцы бросают учебу в колледже, вузе, идут работать официантами за 120–150 тысяч. Они думают, как прожить сегодня, но о завтрашнем дне – нет. Есть и такие, кто не смог найти работу, согласился на легкие деньги по неопытности. В итоге – тюрьма. У меня повышенная стипендия – 26 тысяч, плюс получаю соцпомощь от университета около 27 тысяч. Веду бюджет. Хватает на продукты, оплату кредита за ноутбук. Около 25–30 тысяч трачу на канцелярские товары – распечатку, бумагу, флешки, диски, сейчас же всё в электронном виде.

Руслан признался: только близкие друзья знают о том, что он сирота:

– Боюсь испугать. Нас воспитали так, что дети из детдома… как бы помягче сказать? Второго сорта. Это засело в подсознании. Многие рассказывают, что у них детдома ассоциируются с фильмом “Сволочи”. А перед глазами серые стены, решетки, дети в плохой одежде, которые воруют, грабят… Но сейчас я решил заявить об этом на всю страну. Хочу, чтобы о проблемах сирот тоже заговорили! Государство забеспокоилось о многодетных матерях после трагедии в столице. Детдом ломает психику на долгие годы: как известный режиссер прошел через ад и изменил свою жизнь

Вопрос с обеспечением жильем выпускников детдомов тоже не менее острый! Они живут по 7–8 человек в съемных времянках без удобств, недоедают, еле выживают.

Знаю ребят, которые в разные годы покончили с собой. От безысходности. Неужели и с сиротами должна произойти беда, чтобы на нас обратили внимание?

Так кто позаботится о “будущем страны”?

Мы отправили запрос в акимат Карасайского района, чтобы узнать – какова ситуация со строительством жилья, как движется очередь? Ответа пока не получили. Сотрудник отдела жилищно-коммунального хозяйства в телефонном разговоре сообщил, что с 2015 года, когда выделили сиротам те самые 25 квартир, никаких подвижек в данном вопросе нет. Акимат подает в область заявку, но ее не поддерживают.

А знаете, что я бы сделала, будь районным акимом в такой ситуации? Забросала бы письмами акимат Алматинской области, депутатов парламента, премьер-министра.

Собрала бы пресс-конференцию, чтобы о боли экс-детдомовцев узнала вся страна! Почему от них все отмахиваются, будто от назойливых мух?

Сейчас чиновники оперируют фразами вроде: молодежь – будущее страны, о ней нужно заботиться и так далее. Так сделайте для нее хоть что-нибудь!

АЛМАТЫ