Общественники обратили внимание министра на упущения в проекте закона и предложили внести правки в некоторые нормы.
Напомним, внести коррективы в закон о митингах Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил на заседании Национального совета общественного доверия. В частности, он указал, что их организация должна носить уведомительный, а не разрешительный характер.
В варианте, предложенном министерством информации и общественного развития, предполагается введение уведомительного порядка для пикетов, собраний и митингов, но только если в них участвует не более 250 человек.
Проводить такие мероприятия предписывается не на окраинах, а в специально отведенных местах, которые будут определены местными маслихатами с учетом доступности транспорта, соблюдения санитарных норм и правил, безопасности людей. В законопроекте предлагается определить статус, права и обязанности организаторов и участников митингов, а также установить основания для отказа, прекращения или приостановления проведения мирных собраний. При подготовке документа был изучен опыт Франции, Германии, США, России, Сингапура и других стран.
Общественников, участвующих в обсуждении, проект закона в целом устроил. Но у них всё же есть отдельные замечания. Председатель молодежного движения АНК “Жаңғыру жолы” Максим СПОТКАЙ предлагает сразу определить, где точно нельзя будет проводить массовые акции.
– Например, у здания Акорды, возле стратегических объектов вроде аэропорта и ж.-д. вокзалов. То есть там, где это может причинить ущерб нормальному жизнеобеспечению государства, – отмечает он. – Принципиальным является и вопрос о создании условий журналистам для освещения митингов. Важно содействовать развитию объективной журналистики. Для этого параллельно следует вести работу и с Законом “О СМИ”. В целом важно учесть мнение общественности, по требованию которой и начался процесс над пересмотром законодательства.
Доктор юридических наук Марат САРСЕМБАЕВ считает, что в законе о митингах должны быть отдельно прописаны и детализированы права, обязанности и ответственность полицейских.
– В законе следует прописать норму о запрете предварительного ареста организаторов предстоящего митинга по надуманным предлогам и так называемого домашнего ареста активистов в день митинга. За нарушение этой нормы представителями силовых структур должна быть установлена ответственность в законе, в Кодексе об административных правонарушениях, в Уголовном кодексе, – полагает профессор. Генпрокуратура РК предупредила об ответственности за участие в незаконных митингах
Освещение митингов он предлагает сделать обязательным условием для республиканских телеканалов “Хабар” и “Казахстан”, поскольку их программы доступны во всех населенных пунктах страны.
По мнению юриста, каналы, которые функционируют за счет бюджета и налогоплательщиков, должны стать мостом между митингующими и властями, которым люди адресуют свои претензии, обосновывают их и предлагают варианты решения.
– Проблемной нормой законопроекта стал вопрос о предоставлении видеоматериалов митинга тележурналистами по требованию правоохранительных органов. По моему мнению, отснятый материал митинга может быть предоставлен силовым структурам для получения доказательственной базы правонарушений после выхода в эфир или в срочных случаях параллельно в виде предоставления его копии, – встает на защиту журналистов Марат Сарсембаев.
Признавая, что при организации митингов не должны ставиться под угрозу национальная безопасность страны, общественный порядок, права и свободы граждан, профессор предлагает всё же обратить внимание на то, какие удивительные доводы порой приводят люди, облеченные властью, отказывая в проведении мирных собраний.
– Надуманные теми или иными чиновниками предлоги должны стать предметом судебного рассмотрения. Организаторы, власти и полиция должны заключать совместный договор по обеспечению порядка на митингах, иных мирных собраниях, распределяя между собой, кто за что отвечает и какую несет ответственность, – делится мнением юрист.
Отдельная история – пикеты. По мнению Марата Сарсембаева, если в них участвует не более 10 человек с одним-двумя транспарантами и это не создает препятствий движению транспорта и потоку людей, то их можно проводить вообще без уведомления.
А вот с идеей общественного совета Алматы, что организатором мирного собрания не может быть “недееспособный гражданин, а также осужденный, находящийся в местах лишения свободы”, эксперт не согласен.
– Во-первых, организатором собрания не может быть не просто “недееспособный человек”, а только человек, признанный в этом качестве по решению суда. Во-вторых, “осужденный, находящийся в местах лишения свободы”, не может стать организатором по определению в силу его статуса “сидельца”, статьи 10 и 11 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года о правах и обязанностях осужденных не предусматривают их права на организацию митинга. Более приемлемым является вариант правительственного законопроекта, который предлагает не включать в состав организаторов митингов “граждан с непогашенной или неснятой судимостью за участие в массовых беспорядках”, – считает юрист.
Публичное обсуждение документа будет продолжено во всех регионах Казахстана. В министерстве информации и общественного развития обещают, что проанализируют поступившие замечания и предложения и подкорректируют законопроект. Его, к слову, должны принять до выборов в парламент.
НУР-СУЛТАН