В столице Казахстана завершились переговоры по сирийскому вопросу. Экспертному сообществу еще предстоит проанализировать Астанинский процесс, безупречно проведенный с дипломатической, организационной и иных точек зрения, но уже сегодня очевидно: международная медиация, превентивная и постконфликтная дипломатия становятся внешнеполитической специализацией Астаны. Это крайне почетная и привилегированная миссия, учитывая молодой политический возраст суверенного Казахстана.
Встреча по сирийскому урегулированию состоялась 23–24 января по инициативе президентов России и Турции, которую поддержал Президент Казахстана.
Перед началом переговоров глава МИД Казахстана Кайрат АБДРАХМАНОВ озвучил обращение Нурсултана НАЗАРБАЕВА к участникам международной встречи.
“Казахстан считает, что единственно верным путем решения ситуации по Сирии должны быть переговоры, основанные на взаимном доверии и взаимопонимании”, – отмечается в обращении главы государства.
Напомним, в мае 2015 года в Казахстане прошел первый раунд переговоров с участием представителей сирийской оппозиции, в октябре того же года состоялся второй раунд. По итогам этих встреч был достигнут ряд важных договоренностей.
Однако посадить за один стол представителей официального Дамаска и оппозиции за время 6-летнего сирийского кризиса удалось впервые. И сделала это Астана.
– Может быть, действительно атмосфера Астаны так подействовала благоприятно на обе стороны, что они согласились, как я выражаюсь, “посмотреть друг другу в глаза”. Это очень хорошо, – отметил прибывший на переговоры представитель Президента РФ по вопросам сирийского урегулирования Александр ЛАВРЕНТЬЕВ.
Команду правительства Сирии в Астанинском процессе возглавил постоянный представитель при ООН Башар аль-ДЖАФАРИ, от сирийской оппозиции – представители порядка 15 оппозиционных групп, турецкая и иранская делегации прибыли под руководством заместителей министров иностранных дел этих государств. США на этих переговорах выступили в качестве наблюдателя в лице посла этой страны в Казахстане Джорджа КРОЛА. На переговорах также присутствовал спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де МИСТУРА.
Все детали многочасовых консультаций по главному вопросу – как прекратить дальнейшее кровопролитие в Сирии, в котором с весны 2011 года убито более 300 тысяч человек, а 11 миллионов жителей покинули свои дома, журналистам неизвестны: переговоры велись за закрытыми дверями.
О напряженности переговорного процесса можно было судить и по общей атмосфере в зале отеля, где проходила встреча, и по редким, но красноречивым комментариям участников для СМИ.
– Для нас было очень болезненно сидеть в одной комнате с другими сирийцами, которые связаны с иностранными программами, которые работают на иностранные силы. Некоторые из них совершили теракты. Но правительство Сирии готово снова сесть за один стол переговоров ради достижения цели, – сказал в кулуарах переговоров Башар аль-Джафари. – А астанинская встреча имеет определенную цель – решить мирным путем и регулировать ситуацию.
Представитель группировки “Джейш аль-Ислам” Мохаммед АЛЛУШ в свою очередь заявил:
– Мы пришли подтвердить прекращение огня и прекратить кровопролитие сирийцев. Мы готовы идти до конца, чтобы защитить наших людей от террора. Есть те, кто тоже пойдет до конца, чтобы остаться в своих креслах, которые они получили кровью. Мы пришли, чтобы освободить женщин и детей, которые находятся в заключении, вывести их из окружения, возобновить поставку помощи и уменьшить страдания! Мы – люди мира, мы – рыцари войны!
Другой представитель сирийской оппозиции Яхья аль-АРИДИ сообщил журналистам, что участники говорили о специфических вопросах, в целом о попытке достижения ощутимого, жизнеспособного режима прекращения огня по всей стране.
– Стороны попросили разработать свои способы достижения этого. Также шла речь о гуманитарной ситуации, о снятии осады, также о признаках доброй воли, в частности, об освобождении заложников. Также был разговор о политической стороне. Есть мнение, что результат этой встречи может преобразиться, – прокомментировал аль-Ариди.
И результат встречи на самом деле “преобразился” – в конце второго дня переговоров глава МИД РК огласил итоговое заявление, подготовленное представителями России, Ирана и Турции.
– Решено создать трехсторонний механизм, который должен следить за полным соответствием режиму о полном прекращении огня, отсутствием провокаций и за всеми надлежащими вопросами. Мы подтверждаем свою определенность продолжать борьбу против ДАИШ (ИГИЛ), запрещенной в Казахстане, и отделить их от другой части вооруженной оппозиции. Мы выражаем убеждение, что существует срочная необходимость начать переговорный процесс согласно резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Мы приняли решение активно сотрудничать на астанинской платформе при содействии ООН с тем, чтобы обеспечить сирийский политический процесс, с тем, чтобы внести вклад в глобальные процессы, – зачитал текст Кайрат Абдрахманов.
Также в заявлении говорится о поддержке желания оппозиционных вооруженных групп принять участие в следующем раунде переговоров, которые будут проведены между правительством и оппозицией под юрисдикцией ОНН в Женеве 8 февраля.
Несмотря на то что делегаты от сирийской оппозиции отказались подписывать итоговое заявление, эффективность Астанинского процесса уже называют беспрецедентной.
Неподписанное коммюнике по итогам переговоров в Астане оставило поле для маневров далее в Женеве. Тем самым Казахстан подтвердил изначальную установку не на изоляционную эксклюзивность, не на противопоставленность астанинских встреч, а напротив – встроенность астанинского раунда в календарь важнейших международных усилий по Сирии по маршруту Лозанна – Женева – Астана – Женева, считают эксперты.
В целом КПД астанинского раунда переговоров по Сирии экспертам еще предстоит осмыслить и оценить, но первый весомый шаг от конфронтации к пониманию уже сделан. Казахстану удалось посадить за один стол людей, которые не просто нерукопожатны, а более того, воспринимают друг друга как врагов и убийц своих близких, подчеркивают эксперты.
– Со временем ожидаем, и объективно все идет к тому, что Астана будет одной из ведущих миротворческих площадок. Все представлено здесь в лучшем виде: есть инфраструктура, есть понимание руководства и экспертного сообщества, что задачи, которые ставятся в рамках мирных процессов, нужно решать. Казахстан должен стать примером для всех государств – участников тех или иных конфликтов, что путем переговоров можно остановить вооруженные столкновения и убийства, придя к миру и взаимопониманию, – уверены специалисты.