– Мировой финансовый кризис подтвердил: доминирование доллара США как глобальной валюты имеет для мирового финансового рынка ряд структурных недостатков, главный из которых – его зависимость от американской экономики. Ведь в отличие от евро американский доллар, несмотря на его глобальное использование, – это прежде всего национальная валюта одной конкретной страны. В итоге, обладая правом эмиссии доллара, США в угоду своим внутренним финансовым интересам уже многие десятилетия негативно влияют на запасы мировой резервной валюты.
– В таком случае создание какой международной валюты будет отвечать интересам всех стран?
– Финансовый кризис придал новый импульс идее реформирования мировой валютной системы и формированию единой для всех стран валюты. В качестве таковых предлагаются китайский юань, японская иена и даже рубль. Но если мы стремимся к тому, чтобы новая глобальная валюта отвечала интересам всех стран, то она ни в коем случае не должна принадлежать какому-то одному государству, как в случае с долларом. Для начала я предлагаю совместить доллар, евро и иену, чтобы на их основе создать единую мировую валюту. При этом она может быть чисто виртуальной, а на практике легко конвертироваться в одну из составляющих ее валют. Правда, реализация этой идеи требует серьезных договоренностей, в том числе о том, кто будет ее эмитировать, исполнять роль мирового центрального банка, следить за новым денежным обращением.
Активацию подобной валюты в ближайшие пять лет я оцениваю всего на 30–40 процентов.
При этом я уже говорил, что не исключаю возможности появления в 2015 году единой азиатской валюты по типу евро. Сегодня сторонниками единой азиатской валюты выступают все доминирующие страны Азии, в числе которых Япония, КНР, Корея и Таиланд.
– Это будет валюта по типу евро?
– Нет, азиатская валюта будет мало напоминать евро. Европейская валюта, как и доллар, пользуется спросом на мировом рынке потому, что внутренний рынок в странах Евросоюза (и США) процветает. А внутренний рынок азиатских стран находится в очень плохом состоянии. Все их экономические успехи объясняются исключительно экспортом. Курс своих валют азиатские государства поддерживают только с помощью больших долларовых резервов. Исчерпайся долларовые резервы – и азиатские валюты тут же упадут, что, собственно, и произошло в Южной Корее в декабре 1997 года. Так что единая азиатская валюта окажется не более стабильной, чем вон или юань. Ее курс будет по-прежнему зависеть от наличия долларов в Азии. Объединение резервов ничего не меняет – любые резервы имеют свойство истощаться. Азиатским странам было бы логичнее поддержать идею об объединении доллара, евро и иены.
Астана