Мир на открытке - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-7 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мир на открытке

Мир на открытке

Самая объективная история Петропавловска – в руках простого продавца одного из местных строительных рынков. Александр ГОНЧАР собрал коллекцию фотооткрыток с видами города, которых вживую наверняка уже не видел никто.

  • 13 Августа 2010
  • 1362
Фото - Caravan.kz

Уступив мне свое рабочее место – табуретку с плюшевой подушкой в бутике с разнообразной мелочью для ремонта, Александр передает свою гордость – два огромных альбома с раритетными открытками. А сам бежит разгружать товар. Затаскивая в бутик одну тяжеленную коробку за другой, приговаривает: “Жизнь сейчас такая, надо крутиться. Зарплата – мой основной доход”, – говорит коллекционер.

Расхожее мнение о том, что люди, обладающие коллекциями антиквариата, это богатеи, которым хочется экзотики в трате денег, у Александра вызывает смех. Он мало того что живет от зарплаты до зарплаты, так еще и на работу на велосипеде ездит.

Но множество людей, которые знают этого человека, хоть и ездят на работу на новеньких иномарках, завидуют ему. “Так и говорят: у меня есть все, а у тебя жизнь интересная!” – рассказывает Александр.

Доказательство истории

По словам Александра, в его жизни все было тривиально: родился, учился, служил, женился… От миллионов с такой же линией судьбы с самого детства его отличала страсть к коллекционированию. Совсем мальчишкой собирал в прямом смысле слова все что угодно – от этикеток на спичечных коробках до старых утюгов. Когда появилась возможность не просто собирать, но и покупать, стал коллекционировать бубенцы, фарфоровые статуэтки, иконы и прочее.

Но при этом, признается коллекционер, никогда не думал, что будет собирать “бумагу”. Все началось с открытки, присланной товарищем из Астрахани на электронную почту. На ней была фотография здания Петропавловского реального училища царских времен. На обороте стоял значок – “№3”. Раз есть номер три, значит, есть и другие, подумал Гончар и начал искать этот набор целиком. А потом выяснил, что идея выпустить наборы открыток с видами городов Сибири принадлежит московскому издателю Ефимову. Реализовывать ее он начал в первые годы прошлого века, и как раз с Петропавловска.

После него, как сейчас говорят, тему подхватили конкуренты. Одни переиздавали ефимовские первоисточники, другие использовали свои фотографии. Видимо, выгодный был бизнес, открытки пользовались спросом и печатали их в большом количестве. Но спустя век они стали огромной редкостью.

За четыре года усиленных поисков Гончар собрал коллекцию почти в сто таких открыток с видами родного города. На каждой объективом фотокамеры запечатлен миг, который уже никогда не повторится. А тех видов, что застыли на картинке вековой давности, и в помине нет.

Более того – вряд ли на планете еще жив хоть один человек, видевший виды с открыток собственными глазами. Сегодня, возможно, коллекция является единственным доказательством истории города.

История, которая смотрит на нас с этих открыток, запечатлена ее современниками, как говорится, по факту, без прикрас. Поэтому порой удивляет глаз, привыкший к шаблонной трактовке прошлого.

Без грязи и коров, но с показухой

Одним из самых ценных экземпляров своей открыточной коллекции Гончар считает открытку №5, выпущенную издательством Ефимова в 1905 году. На ней фото еврейской молельни. Сейчас даже краеведы затрудняются с точностью сказать, где она находилась, как выглядела. После революции она была стерта не только с лица земли, но и из памяти скованных страхом репрессий горожан.

На другой открытке – не менее ценное изображение. Резная красавица арка, установленная в городе в честь приезда Николая II.

На этом снимке, наверное, никто уже не узнает центральный вход в городской парк да главную улицу Петропавловска – Конституции Казахстана. Ни тех деревянных избушек, ни грязевой топи с коровой посреди дороги, ни арки уже нет. Одно точно осталось – высоких гостей город по-прежнему старается принимать с шиком, который посреди повседневной провинциальной серости порой выглядит столь же инородно.

Петропавловский переселенческий пункт. Через него в годы столыпинской реформы прошли сотни тысяч переселенцев со всей необъятной царской империи – безземельных крестьян, приехавших в эти края искать лучшей доли.

Глядя на эту фотографию, которую видели немногие, практически каждый пятый житель Северо-Казахстанской области может окунуться в историю своей семьи. Предки, приехавшие сюда в те годы, в семьях региона не редкость.

“Вот и мой дед Яша привез сюда на телеге все, что нажил на своей Украине. Может, и он где-то здесь сфотографирован…” – говорит Александр.

А вот открытка с фотографией самих переселенцев. Шалаш, бережно обложенный кусками земли, рядом родители с ребенком в деревянной коляске. Все светятся от счастья. Эти неизвестные незнакомцы – одни из тех, кто осваивал и поднимал нынешний Северный Казахстан.

Ни слова о деньгах

Александр признается, что, если есть выбор купить подписанную или неподписанную открытку, он берет ту, что с текстом. Правда, прочесть строки, выведенные пером, сложно. Удивительно: написано красивым почерком, но перед витиеватыми соединениями букв глаз современного человека, “заточенный” под компьютерный шрифт, бессилен.

Читаем адрес на одной из открыток: “Здесь, под горой, Шарипову Ибрагимовичу г-ну Бехчентаеву, напротив Туйманова”. И почтальон знал, где эта улица, где этот дом!

А еще от коротких строк, выведенных на этих открытках, так и веет, как сейчас говорят, позитивом: “любезная моя”, “спешу принести свои поздравления”…

“Извините – постоянный клиент”, – прерывая наш философский диалог, Александр спешит к покупателю, которому нужна пара рабочих перчаток.

Реальность современной жизни вторгается в историю нашего города.

Александр говорит, что обязательно заработает денег, чтобы собрать полную коллекцию и передать сыну как семейную реликвию.

Инна ЛОПАТКО, фото автора, Петропавловск