Представители частных медицинских центров снова пожаловались на минздрав за плохое к себе отношение. Теперь причиной раздора стал третий, малообсуждаемый пункт из списка претензий, который частники сформировали к министерству по поводу его приказа № 106 «Об утверждении стандарта оказания медицинской помощи в стационарозамещающих условиях в Республике Казахстан».
В августе владельцы частных медцентров заявили, что этот приказ дискриминирует их по сравнению с государственными поликлиниками через такой показатель, как порог прикрепленного населения. Минздрав этот порог установил в 10 тысяч человек. Понятно, что у частных центров такого числа клиентов нет, а значит, не будет и доступа к деньгам фонда социального медстрахования (ФСМС). Руководители 217 медцентров подписали письмо к главе государства и в парламент.
После такого обращения этот порог снизили до 1,5 тысячи человек. но остальные пункты оставили. Например, то, что ФСМС не будет оплачивать услуги медцентров, у которых нет прикрепленного населения.
Для минздрава это требование показывает, что такой медцентр пользуется доверием пациентов. Для медцентров же оно просто абсурдно: какое может быть прикрепленное население у специализированных клиник? Например, у кардиологического? Или того же "глазного" института? Сюда приходят люди с конкретными проблемами. Значит, здесь нужен узкий специалист, например, окулист, который не будет работать, как врач общей практики.
— Будет больше смертей. Сейчас алгоритм лечения острого инфаркта миокарда — пациент поступает в стационар и находится там всего 6-7 дней. После этого его выписывают, и он находится в ведении участкового кардиолога, — рассказала директор медицинского центра Cardio Class в Шымкенте Кульзина МУТАЛИЕВА. — А насколько загружен участковый кардиолог, вы знаете. Наши пациенты говорят, что на осмотр у них не хватает времени. Они только успевают нам выписывать рецепты. Сейчас чаще всего к нам поступают люди молодого возраста. Они не знают, как им жить: как принимать лекарства, чем питаться, как ходить? После лечения в стационаре у пациентов появляется ясность, как жить дальше.
Ежегодно по Шымкенту инфаркт переносят 1400 человек. И эта цифра растет. Все они нуждаются в реабилитации. Мест в кардиологических центрах не хватает.
— 100 процентов пациентов поступают к нам по порталу по направлениям от участковых врачей городских поликлиник, — продолжает врач. — Если дневные стационары закроются, куда пойдут эти люди? Раньше инфарктом миокарда болели люди старше 60 лет. На днях к нам пришел мужчина 35 лет, который никогда не болел. Он не хочет признавать свое заболевание и не желает принимать назначенные ему препараты. С такими пациентами надо работать. Иначе будет катастрофа!
— Министерство здравоохранения постепенно уничтожает частную медицину. Эти изменения происходят через постепенные изменения правил ФСМС. Все это грозит ростом смертности среди казахстанцев, — уверена
директор Медицинского центра SANAD из Караганды Жамиля БОПИЕВА. — Дневной стационар — это когда человек работающий может прийти в поликлинику и ему окажут помощь без отрыва от производства. Укол, система. Это очень хорошая форма лечения для работающего населения.
— В чем заключается стратегия фонда? Неужели в том, чтобы отсечь от финансирования 300 специализированных медицинских учреждений? Это все взваливается на плечи первичного медицинского звена. На тот участок, где дефицит специалистов — более 2 тысяч человек, где половина пациентов недовольна качеством оказываемых услуг. Неужели это первичное звено сможет потянуть и это бремя? Это пласт узких медицинских услуг отсекается от финансирования. В Астане 85 тысяч человек, приезжающих на работу. Их отсекают от медицинского обслуживания. Куда они пойдут получать медицинскую помощь? Туда, где они прикреплены, но где нет работы?
Как пациенты платят дважды: отчёт журналиста о качестве ОСМС
Трагедии пока не произошло. Как оказалось, сам 106-1 приказ пока не подписан. А в отношении частных дневных стационаров уже идет работа. Стандарты будут изменены. Надо лишь подождать, рассказала присутствующим на пресс-конференции руководитель департамента координации ОСМС Аян МУХАМЕТКАЛИЕВА.
— Сейчас идет внесение изменений в стандарты оказания стационарно-замещающей помощи. Проект проходит согласование. Как только приказ будет принят, мы внесем изменения. Все, о чем, собственно, просят частные центры, — заверила она. -У нас две тысячи организаций. Из них тысяча двести – это частные центры. Против частного ничего нет. У нас единый подход ко всем.
— Но закупка (медицинских услуг — "Караван") пройдет, — донеслось из зала. — Тогда уже будет поздно. Целый год пропадет.
— Закупка будет в ноябре. К этому времени комиссия будет смотреть, — отозвалась Аян Солтановна.
— Может, тогда в одном проекте документа ввести сразу два приказа?
— Действующей нормы такой нет, — отрезала руководитель департамента.
— Давайте с вами отдельно поговорим, — попросили уже более спокойные директора.
В общем, в Казахстане все как обычно: министерства пишут правила без оглядки на тех, кто по этим правилам будет жить. Вторые встают в позу, чиновники — тоже. Конфликт. Температура. Примирение. Но снова одностороннее: чиновники меняют правила и без участия бизнеса. Такое отношение не добавляет доверия к министерству. Но заставляет частников бессмысленно тратить нервы, деньги и время на решение проблем, которых, возможно, уже нет.