В первом квартале 2008 года количество дорожно-транспортных происшествий в Алматы снизилось на 8 процентов – произошло на 44 аварии меньше. Но, к сожалению, в этих авариях погибли 47 человек, 574 получили различные ранения.
Из 523 дорожно-транспортных происшествий 361 – на совести водителей.
Пешеходы тоже внесли в список трагедий свою лепту и спровоцировали 160 аварий с тяжкими последствиями: 144 человека перебегали дорогу в неустановленном месте, 10 попытались перейти дорогу на запрещающем сигнале светофора, двоих сбили, когда они неожиданно вышли из-за стоявших автобусов.
Возможно, стоит украшать общественный транспорт надписями эпохи развитого социализма: “Обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус – сзади!”.
Выйти из сумрака
Самая обычная отговорка большинства участников и виновников ДТП: не увидел помехи на дороге, знак пешеходного перехода или людей. И сотрудники полиции пришли к выводу: надо снять пелену с их глаз! То есть содрать тонировку со стекол.
В первую очередь полицейские сняли тонировку со служебных автомобилей УДП ДВД Алматы, затем с машин сотрудников полиции. Теперь настал черед гражданских лиц.
Агашка не помог…
10.15. Мы едем вниз по улице Фурманова в патрульном “Фольксвагене”, за рулем – заместитель командира отдельного специального батальона управления дорожной полиции ДВД Алматы капитан Махмуд Жакабаев.
И тут на наших глазах “Тойота Камри” пролетает пересечение с улицей Жолдасбекова на красный сигнал светофора.
Заместитель комбата оповещает о нарушении стационарный пост.
Инспектор останавливает “Тойоту”, и из машины, широко улыбаясь, выходит худощавый мужчина лет тридцати в очках. Он пытается обратить все в шутку и предлагает… его простить. Но проезд на запрещающий сигнал светофора относится к грубым нарушениям. Поэтому на водителя составляется протокол.
А тем временем напарник инспектора останавливает черную “Субару Легаси”, тонированную вкруговую. Ее водитель, высокий молодой человек, пытается доказать старшему лейтенанту, что тонировка разрешена. Нарушитель приводит аргумент, который, по его мнению, должен сразить инспектора наповал: тонировку разрешил… агашка! У него, мол, большие связи в руководстве полиции.
Но вопреки его ожиданиям на старшего лейтенанта это заявление никакого впечатления не производит. Тогда дверь авто медленно открывается, и на сцене возникает представительный пожилой джентльмен. Он тоже пытается договориться, но все напрасно. Инспектор составляет административный протокол и советует как можно скорее избавиться от пленки на стеклах.
11.10. Дежурим со старшим инспектором УДП старшим лейтенантом Романом Калгиным выше пересечения улицы Сатпаева и проспекта Сейфуллина.
Инспектор останавливает черный внедорожник и просит водителя поднять стекла передних дверей. Дело в том, что многие автолюбители, не желая расставаться с тонировкой, прячут ее и ездят с открытыми передними окнами. Вот и этот уверяет, что тонировочной пленки на стеклах нет и в помине. Но, как легко выясняется, он говорит неправду.
В 12.00 капитан Жакабаев пересаживает нас с фотокорреспондентом в автомобиль своего коллеги, заместителя командира отдельного батальона УДП ДВД Алматы подполковника Андрея Квашнина.
12.13. Мы спустились по улице Жарокова, где на всем протяжении от проспекта Аль-Фараби и до улицы Тимирязева нет ни одного светофора.
А поскольку машины мчатся по Жарокова с бешеной скоростью, жители микрорайона “Алмагуль”, переходя дорогу, рискуют жизнью. Пешеходные переходы превратились из зон безопасности в смертельные ловушки.
12.35. Решаем понаблюдать за поведением водителей на пересечении улиц Жарокова – Ходжанова. Пропускают ли они пешеходов? Как бы не так! Вместо того, чтобы нажать на тормоз, водитель “Тойоты Камри” надавила на клаксон и пронеслась мимо, едва не задев пешехода.
Остановившему ее инспектору она принялась доказывать, что не заметила пешехода. Но, увидев, что ей не поверили, достала сотовый телефон и демонстративно начала вызванивать знакомых. Правда, на инспекторов этот спектакль впечатления не произвел, и сотрудник УДП составил на нарушительницу протокол.
В 14.45 на горизонте появился джип “Тойота Лэндкрузер Прадо” с такой черной тонировкой, что она была даже чернее его черного кузова.
Солидный водитель представился руководителем одного из банков и попросил его не фотографировать. Неудобно, мол. Потом принялся уговаривать инспектора не составлять протокол. Тут мы в шутку предложили – дескать, сотрудники полиции обойдутся без протокола, если владелец авто собственноручно обдерет пленку со стекол. Водитель согласился и тут же безжалостно расправился с тонировкой.
Кстати, сейчас, спустя три дня после окончания нашего рейда, мы заметили, что на дорогах почти не осталось автомобилей с тонированными стеклами. А сотрудники полиции говорят, что следующий рейд будет посвящен борьбе с любителями сигналить – уж слишком они досаждают на дорогах!
К слову
На каждые 750 единиц зарегистрированных в городе автотранспортных средств положено по одному инспектору дорожной полиции. Так как на сегодняшний день в Алматы более 503 тысяч авто с городской пропиской, значит, должно быть не менее 670 инспекторов.
Плюс на каждые десять инспекторов полагается один старший инспектор.
Между тем численность всех сотрудников управления дорожной полиции ДВД Алматы составляет всего 650 человек (причем вместе с начальником).
Поэтому рабочий день инспекторов длится от 14 до 16 часов в сутки.
Олег ГУБАЙДУЛИН, Иван БЕСЕДИН (фото)