Вопросы вызывают почти все пункты этого документа. Проект предполагает введение различных мер по контролю экспорта аграрной продукции, вплоть до превращения «Продкорпорации» в единого экспортера зерна. Для этого нацкомпания должна взять в свои руки не менее половины от всего экспорта зерна, в основном консолидируя хлеб, выращенный мелкими и средними хозяйствами.
Одновременно «Продкорпорация» будет заключать трехсторонние форвардные сделки по закупке зерна у сельхозпроизводителей, передаче его на переработку и реализации готовой продукции на рынке.
«Таким образом, трехсторонняя форвардная закупка с фиксированием цен на сырье и конечную продукцию способствует созданию полноценной сети производства, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также сдерживанию роста цен. В данной схеме будет раскрыт потенциал перерабатывающих предприятий путем их загрузки доступным сырьем "Продкорпорации" (гречиха, подсолнечник, зерно риса)», — говорится в документе.
Но для этого нацкомпании потребуется финансирование. Деньги на все это авторы предлагают получить из средств нацкомпании, из бюджета в счет субсидирования сельхозтоваропроизводителей и заработать через субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
Все эти предложения вызвали резкое неприятие со стороны участников рынка.
— Однозначно против наделения "Продкорпорации" правом единого оператора при экспорте товаров! За счёт бюджетных средств "Продкорпорация" будет заниматься прямой коммерческой деятельностью, — сказал представитель одного из мельничных комплексов.
— За последние 15-20 лет еще ни один фермер не смог решить свои проблемы с зерном через "Продкорпорацию". А если решил, то только через взятку. Там частные интересы, и им нужно и важно исполнить свои интересы через бюджетные деньги, — сказал другой игрок.
«Я не вижу реальных финасовых механизмов для реализации данной концепции. Фермеры производят по 200-300 тонн зерна. Кому они нужны такие? Задача любого трейдера – собрать объемы зерна, консолидировать их по качеству. Кто эту задачу будет выполнять? Многие трейдеры работают по отросчке платежа со своми контрагентами. Может ли так работать "Продкорпорация"? Навряд ли. У них есть внутренний механизм, который не даст этого сделать. Соответственно, фермерам они предложат работать с отсрочкой платежа. Пойдет ли на это фермер, и кто будет выступать гарантом сделки? Вопросов очень много, и я не вижу реальных механизмов их разрешения, — сказал в интервью «Каравану» глава Зернового союза Евгений Карабанов. — Любое вмешательство в рынок, как это показала ситуация с семенами подсолнечника, вызывает крайне негативную реакцию у фермеров».
Для того, чтобы "Продкорпорация" могла реально что-то сделать, ей потребуется миллиард-полтора миллиарда долларов. Но денег пока нет. Тогда это выглядит не более чем прожект, типа создания зернового холдинга. Возможно, цель всех этих предложений — показать бурную деятельность и креативность авторов. Не более.
«Меня удивило предложение сокращать посевные площади и повышать урожайность. Те, кто писали, с Марса приехали? Емкость рынка Центральной Азии в год вырастает на 2 млн человек! Афганистан и Пакистан в том числе. И этот рынок кормит Казахстан. Сейчас к нему через нас подключилась Россия. И вы будете сокращать посевы?» – недоумевает председатель совета учредителей ассоциации «Союз зернопереработчиков Казахстана» Евгений Ган.
Узбекистан стал крупнейшим экспортером муки. За счет Казахстана
Для Казахстана главная проблема сейчас – повышение урожайности зерновых. В Омской области России урожайность стабильно выше, чем в соседней Северо-Казахстанской, на 5 центнеров с гектара. В Красноярской области средняя урожайность — 27 центнеров с га. У нас средняя урожайность в 2023 году была 8,5 центнера. Делайте выводы.
«Я понимаю, если бы предложили сократить площади на 20 %, но урожайность увеличили на 50 % и за счет этого подняли бы экономику села. Тогда бы я был двумя руками за. Но ведь они же пишут, что будут сокращать затраты на повышение урожайности и перейдут на высокомаржинальные культуры», — сказал эксперт.
Все эксперты считают, что государство не должно вмешиваться в рынок. Это не его дело. Оно должно стремиться получать больше налогов с рынка, а значит — стимулировать его рост. Через максимальную переработку сырья в стране, через помощь в экспорте, организацию коридоров для вывоза продукции.
После всего этого возникают вопросы: а тем ли занимается "Продкорпорация"? Какова ее миссия? Что она должна делать?
Эта нацкомпания изначально создавалась для стабилизации цен на внутреннем рынке. Потом от нее начали требовать получать прибыль. Но ведь это разные вещи: вы или зарабатываете, или помогаете. Остановились на предпринимательстве за государственный счет. В итоге изначальная цель – помощь в стабилизации цен — была забыта.
Что было сделано после этого? Придумали социально-предпринимательские корпорации — СПК. И они прошли тот же путь, и с них тоже начали требовать получать прибыль. Какой костыль к экономике придумают завтра? Это показывает, что у минсельхоза – ему подчиняется "Продкорпорация" – попросту нет стратегии развития села. Отсюда все метания и ненужное творчество.