Это решение, безусловно, обрадует автомобилистов, уставших от растущих цен на АЗС. Только за прошлую неделю топливо на заправках в Рязани и Уфе подорожало в среднем на 1 руб. за литр (данные ИЦ «Кортес»). Впрочем, опрошенные РБК daily эксперты отмечают, что замораживание розничных цен на нефтепродукты больно ударит по независимым продавцам топлива, а для потребителей будет иметь лишь временный эффект.
Андрей Дементьев, заместитель министра промышленности и энергетики РФ, рассказал РБК daily, что по итогам вчерашнего совещания в Минпромэнерго с участием крупнейших нефтяных компаний стороны пришли к выводу, что объективных причин для роста розничных цен на бензин не существует.
«Независимые продавцы пытаются сказать о своем критическом состоянии в связи с ростом оптовых цен на нефтепродукты, однако это не совсем соответствует действительности. Для них очень удобна ситуация с розничной маржой 150 долл. на тонну, но больше так не будет. Мы будем приближаться к европейской ситуации, когда доходность на этом рынке минимальная», — сказал г-н Дементьев.
Он дал понять, что плановые ремонтные работы на российских НПЗ уже завершены, и поэтому топлива на внутреннем рынке хватает. «Все представители компаний подтвердили, что они не видят оснований для роста розничных цен, по крайней мере на их заправках они гарантированно не вырастут», — резюмировал чиновник.
Вместе с тем очевидно, что оптовые цены на нефтепродукты продолжают расти. Повышение на прошлой неделе было довольно значительным, хотя и не таким резким, как в течение нескольких предыдущих недель. Так, по данным мониторинга ИЦ «Кортес», с 19 по 26 октября автобензины в России подорожали на 1,83%, с 26 октября по 2 ноября — на 1,98%, со 2 по 9 ноября — на 1,7%, а с 9 по 16 ноября — на 1,42%. Замедление роста оптовых цен связано с тем, что у нефтепереработчиков почти не осталось свободных объемов топлива, отмечают эксперты ИЦ «Кортес» в своем еженедельном обзоре рынка.
Напомним, что в пятницу ФАС России обязала «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» распределять свободные объемы нефтепродуктов пропорционально между «своими» и «чужими» трейдерами. Однако пока неясно, каким образом компании будут выполнять это требование. По сведениям ИЦ «Кортес», на прошлой неделе ЛУКОЙЛ и ТНК-BP приостановили продажу нефтепродуктов независимым трейдерам в большинстве российских регионов, ограничившись поставками топлива только в собственные розничные сети.
Независимые продавцы нефтепродуктов серьезно пострадают от замораживания розничных цен на бензин, уверен исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Оптовые цены на нефтепродукты все равно будут расти, и в итоге могут оказаться даже выше розничных, предупреждает он. Однако крупные нефтяные компании готовы пойти навстречу правительству и зафиксировать цены, ведь реализация топлива на внутреннем рынке приносит им гораздо меньшие прибыли, чем экспорт нефти и нефтепродуктов, добавляет г-н Сергиенко.
С 19 сентября 2005 года до 1 января 2006 года цены на бензин в России уже замораживались. Стоимость топлива тогда была зафиксирована на пике, и после отмены моратория не стала снижаться: фиксация цен принесла нефтяным компаниям определенные выгоды. Возможно в этот раз ситуация повторится. Пока трудно сказать, достигли ли цены своего пика сейчас, говорит директор по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павел Строков.
По его словам, возможен сценарий, при котором в период действия моратория на розничные цены реальная стоимость топлива будет расти. В таком случае после отмены решения о замораживании неизбежно произойдет резкий скачок цен на автозаправках, предупреждает он. Ранее некоторые трейдеры выступали с предложением заморозить не розничные, а оптовые цены. Однако это не только противоречит механизмам функционирования рынка, но и невыгоден государству, подчеркивает г-н Сергиенко.