Как в сказке
Самое громкое из них касается возможности проведения Казахстаном зимних Олимпийских игр. Причем речь идет о том, чтобы ввязаться в олимпийскую гонку чуть ли не завтра – за Игры 2022 года. “По Олимпийским играм в 2022 году в Казахстане президент Олимпийского комитета Жак Рогге и президент Олимпийского совета Азии шейх Ахмад аль-Фахад аль-Сабах тоже сказали, что Казахстан готов проводить Олимпийские игры, и, действительно, у нас все условия позволяют”, – сказал наш министр спорта.
Не берусь судить, в какой форме господа Рогге и аль-Сабах выразили свою убежденность в возможности Казахстана принять Олимпиаду-2022. Скорее, это был дипломатический реверанс в сторону молодой республики, впервые в истории организовавшей континентальные комплексные соревнования. Обычно такие слова говорятся для того, чтобы не гасить энтузиазм в зародыше. Столь опытный функционер, каким является Досмухамбетов, не может не понимать, что Олимпиада – это далеко не Азиатские игры и проводить всемирные соревнования на том, что имеем, и с нынешней инфраструктурой, невозможно. А строить придется много, очень много. И финансов это потребует в разы больше, чем Азиада. А времени на самом деле немного. Это Азиатские игры можно было провести на недоделанных объектах – МОК словам не верит, для него стадионы и ледовые дворцы должны быть готовы задолго до Олимпиады. Более того, на них должны пройти тестовые соревнования высокого уровня. Нам нужно строить олимпийскую деревню, санно-бобслейную трассу, решать вопрос с лыжным двоеборьем, а то у спортсменов-двоеборцев один только переезд с одного объекта на другой – с комплекса трамплинов на лыжно-биатлонный стадион – займет полдня.
“Победный рецепт”
Загвоздка еще и в том, что наши спортивные объекты разбросаны по двум городам – Астане и Алматы, а Олимпиаду можно провести только в одном месте. Но и тут главный спортивный чиновник уверен, что сможет уговорить МОК провести Игры в двух городах. “Мировая практика идет к тому, что сейчас будут в двух городах или даже в двух республиках (проводиться Игры), потому что количество людей очень большое. До 15–20 тысяч только спортсменов, с туристами, журналистами оно превышает свыше ста тысяч. И порой один город не может их принять”, – сказал Досмухамбетов. И вот тут-то – “Казахстан готов (принять Олимпиаду), если в двух городах (разрешат проводить), в любое время без дополнительного строительства”.
Другое заявление министра спорта можно принять за шутку, тем более что этот номер “Каравана” вышел 1 апреля. Темирхан Досмухамбетов изобрел победный рецепт для нашей футбольной сборной. Построить новые футбольные поля и спортивные школы? Нет. Увеличить продолжительность тренировок? Нет. Пригласить тренера с мировым именем? Больше можно не стараться угадать – все равно не выйдет. Предоставим слово самому министру: “Я бы настаивал, чтобы футбол не в Европе был, а на Азиатском континенте. Тогда мы хоть какие-то матчи выигрывали бы”.
Все гениальное просто. Зачем учиться у Европы, когда можно вернуться в Азию и там побеждать. Но кого? Что важнее нашему министру спорта: победы над сборными Омана и Макао или развитие футбола в Казахстане, которое невозможно без регулярных встреч с немцами и англичанами. Видимо, господин Досмухамбетов выбирает первый вариант. Ведь отчитываться перед властями за победы так приятно, а футболисты только всю статистику портят.
• Бюджет Олимпиады-2014 в Сочи оценивается в 195 миллиардов рублей (994,5 миллиарда тенге). Азиада-2011 обошлась Казахстану в 245 миллиардов тенге – в четыре раза меньшую сумму. Соревнования в Сочи пройдут на 11 спортивных объектах. В Казахстане из арен, задействованных на Азиаде, олимпийские старты могут принять, с натяжкой, только 4.
• На деньги Союза европейских футбольных ассоциаций – УЕФА, куда мы перешли из Азии в 2002 году, в Казахстане постелено 43 поля с искусственным покрытием и построена база для различных футбольных сборных страны – мужских, женских, взрослых, юношеских… В активе же Минтурспорта за этот срок – лишь 1 построенный стадион для проведения футбольных матчей… В год министерство выделяет на все футбольные сборные 50 миллионов тенге, в то время как только женским сборным потребовался минимум 121 миллион тенге.
Теперь уже Десятки тысяч мальчишек и девчонок ждут от министерства реальных шагов по развитию спорта в Казахстане.