Министр обороны Тасмагамбетов не раскрывает подробности сделки, которую во Франции считают коррупционной - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Министр обороны Тасмагамбетов не раскрывает подробности сделки, которую во Франции считают коррупционной

Министр обороны Тасмагамбетов не раскрывает подробности сделки, которую во Франции считают коррупционной

Почему министр обороны Имангали Тасмагамбетов не хочет раскрывать подробности сделки, которую во Франции называют коррупционной?

  • 15 Января 2016
  • 20724
Фото - Caravan.kz

Во Франции разгорается коррупционный скандал вокруг Николя Саркози, в котором упоминается и Казахстан. Якобы Саркози мог получить взятку за то, что обеспечил контракт по покупке нашей страной 45 вертолетов Eurocopter. Редакция “КАРАВАНА” решила разобраться, что это за вертолеты и вообще – была ли сделка.

История эта напоминает старый советский анекдот:

– Скажите, а правда, что Рабинович выиграл в лотерею “Волгу”?

– Правда! Только не Рабинович, а Иванов. И не “Волгу”, а сто рублей. И не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл.

Не 45, не за 2 млрд. и не просто купили

Французская пресса увлечена расследованием злоупотреблений в высших эшелонах власти, в которых якобы есть след Николя Саркози. Один из эпизодов – заключение контракта на поставку 45 вертолетов Eurocopter Казахстану за 2 миллиарда евро. Как пишет Le Monde, Казахстан согласился на эту сделку в обмен на то, что Саркози окажет давление на бельгийское правосудие по делу против трех бизнесменов, имеющих какое-то отношение к нашей стране. Не знаю, что там за бизнесмены и какое правительству Казахстана до них дело, но вторая часть сделки – по вертолетам – выглядит совершенно иначе, чем описывает парижская пресса.

В октябре 2010 года в присутствии президентов Казахстана и Франции было подписано соглашение между компаниями “Казахстан Инжиниринг” и Eurocopter о создании совместного предприятия, на котором будут производиться вертолеты Eurocopter марки ЕС145 в нашей стране. Одновременно был подписан также меморандум, согласно которому Казахстан обязался обеспечить закуп 45 вертолетов, собираемых на новом заводе, в течение шести лет для нужд министерства обороны.

СП “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг” было создано в декабре 2010 года, а уже в апреле 2011 года под Астаной началось производство – крупноузловая сборка вертолетов EC145, покраска, установка оборудования, настройка и тестирование подключаемых устройств и систем, а также наземные и летные испытания. 1 декабря 2011 года состоялась презентация и тестовые полеты двух первых вертолетов, собранных на новом заводе, между прочим, единственном по производству вертолетов Eurocopter в СНГ.

Мы запросили информацию у минобороны, а также в комитете по чрезвычайным ситуациям МВД, и из их ответов стало понятно: в общей сложности за пять лет силовые структуры  приобрели у СП “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг” 26 вертолетов. Иными словами, купить 45 вертолетов за шесть лет вряд ли удастся – завод может производить максимум 12 вертолетов в год. И мне кажется, это косвенное доказательство “природности” сделки – если б была какая-то коррупционная составляющая, заказывали бы по максимуму, не важно – надо или не надо.

Теперь о цене. В среднем каждый вертолет обошелся казахстанскому бюджету в среднем в 14 миллионов долларов (минобороны, по нашим данным, вертолеты обходятся дешевле, чем спасателям, но об этом – чуть ниже, пока же возьмем за основу эту цифру). Умножив эту цифру на 45 вертолетов, мы получим сумму в несколько раз меньше, чем заявленные два миллиарда евро. Как-то не совпадает с нашими представлениями о коррупционности, не правда ли?

Не списаны, пригодны, летают в горах

У нас в Казахстане весьма распространена и еще одна версия про эти вертолеты – версия, которую, к сожалению, распространяли на самых разных уровнях, начиная от простых журналистов и заканчивая членами Счетного комитета.

Вертолеты эти, мол, не пригодны для нужд армии и ЧС: высоких температур не выдерживают, при низких кабина обледеневает, в горной местности летать не могут, дальность полетов небольшая, потому что бак маленький – всего 300 литров.

В январе 2013 года на заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией был показан ролик, в котором излагались эти претензии. Оказалось, что информация была взята из отчета Счетного комитета, по которому даже собирались возбуждать уголовное дело. Но прямо там же выступил начальник департамента по борьбе с коррупцией Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финпол) Марат Сексембаев, который сообщил: “Проверка проведена, и на прошлой неделе уже принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, то есть доводы Счетного комитета не нашли подтверждения”.

И в этом нет ничего удивительного: достаточно зайти на любой авторитетный справочный сайт по авиации, чтобы убедиться, что ЕС145 – не такая уж беспомощная модель. Наоборот, по своим характеристикам она весьма привлекательная именно для силовых и спасательных операций. Перепад температур, при которых этот аппарат может работать, соответствует нашему климату (чуть ли не от -50 до +50), объем топливного бака – 750 литров. Что же касается высоты полета, то да, эти вертолеты не предназначены для операций в высокогорной местности: статический потолок составляет 3 850 метров, а практический – 5 000 метров. Но в условиях Заилийского Алатау этого предостаточно! И в Интернете легко найти видео, на котором представители французской жандармерии, первыми получившие эти еврокоптеры на вооружение, обучают наших спасателей именно в горах под Алматы.

А еще некоторые мои коллеги с удовольствием рассказывали в разных СМИ, что первые два вертолета, собранные на заводе под Астаной, выступив на параде в мае 2012 года, сразу же были списаны.

Цифры это не подтверждают – мы не нашли утраченных вертолетов, все произведенные и закупленные находятся в строю как в МО, так и у спасателей. Последние в своем официальном ответе на запрос нашей редакции сообщили, что списание вертолетов ожидается не ранее 2041–2044 годов – “по достижении ими предельного износа и полной выработки назначенных ресурсов”.

Кстати, в ответе комитета по ЧС говорится также, что с момента эксплуатации парк вертолетов налетал 1 800 часов, перевезено более 800 больных, найдено 14 пропавших граждан.

Но вернемся к подозрениям. Тот же Счетный комитет, сравнив стоимость вертолетов для военных и для нужд МЧС, ужаснулся разнице в 323 миллиона тенге за единицу – минобороны, как я уже упоминал, вертолеты обходятся несколько дешевле. Но сравнивать эти машины бессмысленно, так же как бессмысленно сравнивать стоимость вертолета в базовой комплектации (5,5–6 миллионов долларов) с реальной ценой, заплаченной за “нашпигованный” техникой, скажем, спасательный вертолет (13,5–14,5 миллиона долларов). Причем во втором случае в цену входит переучивание летного и инженерно-технического персонала, а также расширенный пакет запчастей, средств наземного обеспечения, инструментов и оборудования – всего того, что позволяет эксплуатировать винтокрылую машину в отрыве от базы, в условиях оперативных точек базирования и линейных станций.

Минобороны в своем ответе ограничилось только указанием на то, что вертолеты приобретены “в конфигурации, обеспечивающей выполнение задач, поставленных перед Вооруженными силами РК”, а также рассказали, что “общая стоимость контрактов на поставку вертолетов складывается из стоимости вертолетов в требуемой конфигурации, затрат на обучение летно-технического состава, а также стоимости запасных частей и принадлежностей, поставляемых в комплекте с вертолетом”. Однако даже из этих скупых строк понятно, что вертолеты для ЧС “навороченнее” вертолетов для минобороны, так что разница в цене не вызывает изумления.

Скрывать-то и нечего! Или все-таки есть что?

В общем, покопавшись в материалах, изучив публикации коллег, вникнув в официальные ответы, мы пришли к парадоксальному выводу: как ни странно, в этом деле скрывать нечего. Тот редкий случай, когда факты говорят сами за себя, причем свидетельствуя не “против”, а “за”. А значит, коррупционный скандал во Франции – это их “свадьба”, и кто знает, чем вся эта бодяга завершится.

Однако нас насторожило одно обстоятельство.

Если комитет по ЧС МВД дал подробные, обстоятельные, развернутые ответы на все наши вопросы (две с половиной страницы насыщенной цифрами и фактами справки), то министерство обороны ограничилось коротенькой писулькой. Единственная цифра, которую привели в своем ответе военные, – число вертолетов Eurocopter, которые они купили в общей сложности (восемь). На остальные вопросы были даны максимально короткие, скучные и малоинтересные ответы. (Примеры формулировок я уже приводил.) Хотя и отпиской их не назовешь – вроде по существу, но слишком лаконично.

В частности, минобороны предпочло не называть стоимости каждого вертолета в отличие от КЧС, который дал разбивку по годам, вычленил стоимость технического обслуживания и наземного оборудования.

И хотя ответ из МО подписан руководителем аппарата, мы понимаем, что такая форма ответа была согласована с министром.

Почему же Имангали Тасмагамбетов предпочел не распространяться на эту тему? Почему решил не сообщать журналистам подробности?

Ведь вроде бы нечего скрывать! Правильное дело, хорошие вертолеты, выгодная сделка.

Или все-таки есть что скрывать? И если дать журналистам чуть больше информации, они уцепятся как за ниточку и вытянут какой-нибудь не очень запутанный клубок?

Или Имангали Нургалиевич, как опытный политик, предпочитает дистанцироваться от дурно пахнущего скандала, пусть даже и имеющего весьма-весьма отдаленное к нам отношение?

Или г-н Тасмагамбетов внутренне не согласен с решением о строительстве завода, о покупке именно этого типа вертолетов, просто не хочет высказываться против, соблюдает политес, но и активно поддерживать тоже не желает?

Все это очень интересные вопросы. И мы хотели бы получить на них ответы. Но, стремясь разобраться досконально, еще больше мы хотим, чтобы Имангали Нургалиевич ответил по существу на следующие вопросы:

1. Какова стоимость каждого вертолета из восьми Eurocopter EC145, купленных министерством обороны РК?

2. Что конкретно входит в эту стоимость?

3. Для каких конкретно целей приобретались данные вертолеты?

4. В каком состоянии находятся данные вертолеты? Как специалисты министерства обороны оценивают качество сборки, удобство, надежность приобретенных вертолетов?

5. Сколько вертолетов Eurocopter EC145 министерство обороны предполагает купить дополнительно к уже имеющимся восьми? Сколько из них будет приобретено в 2016 году? По какой цене?

6. В мае 2012 года на выставке вооружений KADEX-2012 был подписан документ о намерении приобрести для нужд министерства обороны 20 вертолетов Eurocopter EC725. Когда ожидается приобретение этих вертолетов? Это также будет продукция ТОО “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг”?

Просим считать это официальным запросом и ждем ответа в предусмотренные законом сроки.

Алматы