Аналитики, “наморщите” умы!
Чем же министр так “заапперкотил” отечественную политэлиту?! Первый оглушительный удар он нанес на заседании правительства уже в понедельник, когда Олимпиада еще даже закончиться не успела! Информационные агентства цитируют его слова: “На самом деле очень успешное выступление, после 12-летнего перерыва наши спортсмены наконец завоевали медаль!”.
Мы все видели Олимпиаду, и далеко не все, мягко говоря, согласны со столь пафосной оценкой достижений казахстанского спорта в Ванкувере. Но если такие слова произнес признанный тяжеловес государственного “ринга”, то у аналитиков мозги “наморщились” сами собой, судорожно соображая, какую атакующую игру и с какой целью повел министр.
На полном серьезе
Да, в Ванкувере мы увидели очень успешное выступление биатлонистки Елены Хрусталевой, завоевавшей серебро, но отнюдь не триумф казахстанского спорта. И это видно даже невооруженным глазом. Во-вторых, министр Досмуханбетов, на полном серьезе сообщая Премьер-министру о сногсшибательном успехе нашего спорта, акцентирует внимание именно на первой за 12 лет олимпийской медали! Вот это и есть стратегические приоритеты, задвигающие на далекие задворки все неудачи, ошибки и просчеты. Тут сама собой появляется догадка, что закупка легионеров из других республик и в дальнейшем останется стратегической и золотой жилой казахстанского Министерства туризма и спорта! Ведь россиянка Елена Хрусталева именно из такого “призыва” в казахстанскую “спортроту”! Она в сборной Казахстана появилась после зимней Олимпиады-2006 года в Турине.
Водичка для Контадора, курочка для Армстронга
Легионеры в казахстанском спорте бывали и раньше, но столь массовое их пришествие на наши просторы началось где-то с середины 2006 года. Без труда можно назвать “новых казахстанцев”, завоевавших под флагом нашей страны награды Олимпиады-2008. А в велокоманде “Астана” наши гонщики в лучшем случае были на “подтанцовках” у заезжих звезд: то испанцу Контадору фляжку воды доставить, то американцу Армстронгу кусок курицы привезти. А сборные Казахстана по теннису – как мужскую, так и женскую – давно уж называют приютом для “отверженных” россиян. Сейчас многие даже затрудняются сказать, сколько в теннисной команде выходцев из России – семь, восемь или девять? И этот перечень еще долго можно продолжать…
Генеральная линия “партии”
В зимних видах спорта тоже просматривается твердая установка “партии” на гастролеров. Например, в конце прошлого года много шума наделала история о присвоении гражданства целой бригаде голландских конькобежцев, которых намеревались запустить на Олимпиаде в Ванкувере в командной гонке. Не срослось.
Есть примеры и другого рода. Еще несколько лет назад представители Астаны были лидерами в командах по различным видам спорта – лыжники Невзоров, Однодворцев, конькобежка Гаврилова… Все это свои, доморощенные атлеты. А теперь давайте посмотрим на состав нашей делегации на последней Олимпиаде в Ванкувере. Так вот, не Акмолинскую область, а непосредственно Астану, согласно официальным спискам, представляла одна лишь биатлонистка Любовь Филимонова, приглашенная недавно под наши знамена из России. Не знаю, как вас, уважаемые читатели, но меня она на Олимпиаде потрясла своим 67-м местом в спринтерской гонке. Это насколько у нас плачевны, получается, дела в зимних видах спорта, если мы из России приглашаем спортсменок, которые занимают места в четвертом-седьмом десятках?
Где же тут прогресс мирового масштаба?
Процитирую и другие слова министра спорта и туризма, произнесенные в понедельник на заседании правительства и обнародованные информационными агентствами: “…и Международный олимпийский комитет, и специалисты оценили состав нашей сборной как одну из растущих перспективных команд в мировом олимпийском движении”!
Вот как! Аж дыхание перехватило! Подумать только: мы в зимних видах спорта, оказывается, среди самых перспективных! Причем во вселенском масштабе!
Правда, пафос быстро вянет, когда видишь список наших спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере. Примерно столько же атлетов было у нас в 1994 году на первых для суверенного Казахстана Играх. И это заметно меньше, чем на Олимпиадах в Нагано (1998), Солт-Лейк-Сити (2002) или Турине (2006). Смотрим далее. Впервые после 1998 года на Олимпиаде нет ни одной казахстанской хоккейной команды – ни мужской, ни женской. Зато видим, например, сборную Словакии, которую наши девушки еще несколько лет назад за соперниц не считали.
Переходим к прыжкам с трамплина, где у нас всего две олимпийские лицензии – меньше, чем даже на Играх 1994 года. И не надо тут басни рассказывать про уменьшение количества олимпийских лицензий! Те же украинцы, еще совсем недавно уступавшие казахстанцам, завоевали ведь три лицензии, несмотря на всякие ужесточения!
Теперь о конькобежном спорте. Что, здесь мы лучше результаты показали, чем, допустим, в 1994 или 1998 году? Или кто-то в десятку хоть раз попал на одной из 12 дистанций олимпийской программы?! Где же тут прогресс мирового масштаба?! Вот у чехов и корейцев действительно прогресс. Чехия завоевала одну бронзовую и две золотые награды. У корейцев – три золота и две бронзы. А вот у нас лучший результат – 15-е место. Есть разница?!
О горных лыжах и шорт-треке вообще промолчу, потому что здесь и сказать ничего радужного нельзя. Вынужден напомнить, что в фигурном катании обе лицензии завоевал одиночник Денис Тен, тренирующийся последние шесть лет в Москве у российского тренера Елены Буяновой (Водорезовой).
А теперь давайте посмотрим на “бурный прогресс” в оставшихся трех видах спорта – лыжных гонках, фристайле и биатлоне. Да, во фристайле у нас есть молодые ребята, от которых можно ждать успеха. Но что касается Олимпиады в Ванкувере, то здесь у нас лучшее место – 11-е. В женских лыжных гонках мы видим, как уже больше десятка лет выжимаются все соки из одних и тех же трех-четырех спортсменок. И к концу Игр было заметно, что у них уже просто не осталось сил. У мужчин сейчас, по сути, лишь одна яркая фигура – Алексей Полторанин, занявший пятое место в личном спринте. А вот что касается общего уровня, то в мужской эстафете мы заняли лишь 11-е место из 14 команд.
“Сюрприз” от Премьера
Вот и приходится гадать, исходя из каких показателей члены Международного олимпийского комитета, как утверждает министр Досмуханбетов, увидели головокружительный прогресс казахстанского спорта? Вот, например, у Словении действительно прогресс – у них три медали и 49 участников Игр против наших 39. И это без хоккейных команд…
А в качестве резюме приведу слова Премьер-министра Карима Масимова, также давшего оценку выступлению представителей казахстанского спорта на Олимпиаде в Ванкувере: “В общем очень ровно выступили”.
Напрашивается законный вопрос: очень ровно относительно чего? В том же биатлоне, принесшем нам серебро Хрусталевой, мужская команда в эстафете была 18-й из 19 допущенных к Играм сборных, а женская – 14-й из 19. Причем понятно, что без Хрусталевой наши девушки оказались бы еще ниже.
Словом, глядя на оценку правительством состояния спорта в Казахстане, поневоле задумываешься: может, оно, правительство, живет в каком-то фантастическом зазеркалье, а на нас пытается нацепить розовые очки? Вот и возникает вопрос: КОМУ и ДЛЯ ЧЕГО это нужно?
Игорь ФЕДОРЕНКО