Министерство энергетики намерено привязать тарифы на электроэнергию к курсу тенге - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Министерство энергетики намерено привязать тарифы на электроэнергию к курсу тенге

Министерство энергетики намерено привязать тарифы на электроэнергию к курсу тенге

Министерство энергетики намерено привязать тариф на электроэнергию к курсу тенге. Теперь цена киловатта будет выражаться не в национальной валюте, а в центах.

  • 28 Марта 2016
  • 4927
Фото - Caravan.kz

Проект законопроекта подготовило министерство энергетики РК. И пока новый мажилис не заработал, этот документ рассматривается в сенате парламента.

– Да, такой проект есть, – подтвердила “КАРАВАНУ” директор департамента возобновляемых источников энергии минэнерго Айнур СОСПАНОВА. – Он разрабатывается для привлечения инвестиций в сферу энергетики.

Пока непонятно, какой конкретно энергетики это коснется. У нас энергию получают, сжигая газ и уголь на тепловых станциях, с помощью воды на гидроэлектростанциях (ГЭС). Вроде начала развиваться ветровая и солнечная энергетика. За последние и отвечает департамент ВИЭ. В структуре отрасли они производят от силы 1 процент. Но к возобновляемой энергетике относится и ГЭС. Тогда доля “зеленой” энергетики возрастает до 13 процентов. И самая дешевая энергия превращается в самую дорогую, чтобы финансировать создание альтернативных солнечных и ветряных станций? В конечном тарифе такое подорожание отразится не так сильно, но все равно подорожание будет.  

Всё! Кина не будет! Электричество кончилось!

Энергетикам Казахстана всегда не хватало денег. Это хозяйство всегда требует больших капиталов, которых нет в стране. Поэтому правительство всегда старалось привлечь иностранные компании к управлению сетями.

В 2009 году кабинет министров принял постановление о введении механизма предельных тарифов. По задумке его авторов схема позволит компаниям не только возмещать расходы на производство и передачу электроэнергии, но и получать прибыль. А это уже открывает возможность для привлечения инвестиций. В результате только с 2009 по 2014 год ежегодный объем инвестиций в отрасль увеличился в 5 раз, до 700 миллиардов тенге. Это позволило модернизировать 5 000 МВт существующих и ввести 1 700 МВт дополнительных электрических мощностей. В 2015 году дополнительная мощность составила 3 300 МВт. И тут происходит девальвация…

– После девальвации инвестиционная добавка исчезла. Она растворилась в тарифе. В результате энергетики вернулись в состояние 2007 года, когда отрасль не имела возможности обновлять средства производства, – прокомментировал “КАРАВАНУ” экономист Петр СВОИК. – Поэтому по-своему Айнур Сапарбековна права. Самое простое – это привязать тарифы к доллару. Но если эту гениальную мысль развить, то нужно привязывать к доллару не только энергетику, но и все остальные отрасли, а затем и сам тенге. В итоге мы подведем итог всей этой политике плавающего курса тенге, которая была избрана ради блага экономики.

Тень энергетика

Все текущие расходы отрасли можно разделить на две составляющие: тенговые и валютные. В тенге выплачиваются зарплата и налоги, закупается топливо, а также небольшая часть оборудования. Большая часть оборудования покупается за валюту. Иначе говоря, девальвация лишила энергетиков всех надежд на привлечение инвесторов. Прежде всего “Самрук-Энерго”.

Энергосистема Казахстана построена таким образом, что реальные доходы приносят только генерирующие предприятия – это различные ТЭС, ТЭЦ и ГРЭС. И именно эти предприятия “Самрук-Энерго” тщательно собирает у себя, отделяя зерна от плевел.

Сорняком у нас выступают распределительные компании. По плану приватизации с 2014 по 2016 год холдинг должен был продать сразу 9 предприятий. В том числе 75 процентов акций АО “Мангистауская распределительная электросетевая компания” (МРЭК), 50 процентов акций АО “Жамбылская ГРЭС” и по 100 процентов акций ВК РЭК, АО “Алматинские электрические станции” (АЛЭС), АО “Алатау Жарык Компаниясы”, ТОО “АлматыЭнергоСбыт”, ТОО “ТегисМунай”. Но в реальности смогли продать только акции Жамбылской ГРЭС за 2,47 миллиарда тенге. Торги по всем остальным активам не состоялись, так как желающих купить не нашлось.

Кроме чистого бизнеса, эти компании несут еще и социальную нагрузку. Никто не будет обвинять Экибастузские ГРЭС в завышении цен. В генерации у нас давно работает рынок. А вот в рознице рынка нет. Поэтому тарифы регулируются акиматами и министерствами. Через комитет по защите конкуренции.

Высокое напряжение

Лучше всего происходящее показывает ситуация, которая сложилась вокруг приватизации АО “Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания” (ВК РЭК). В 2012 году предприятие передано в доверительное управление АО “Самрук-Энерго”. По большому счету, эта компания не нужна “Самруку”. Поэтому сразу нацкомпания пытается продать этот ненужный актив. Но ничего пока не получается.

В 2014 году ВК РЭК была выставлена на торги за 18 миллиардов тенге. В ноябре прошлого года цену снизили сразу на 2 миллиарда. Однако и при такой оценке “Самрук-Энерго” не нашел покупателя. И, скорее всего, не найдет.

Если оценивать предприятие по способности генерировать доход и оценке собственного капитала, то его красная цена составляет от силы 7–8 миллиардов тенге. Это в два раза меньше объявленной. По опыту же российских инвесткомпаний оценка завышена в 3–4 раза. То есть реальная цена ВК РЭК падает уже до 4–5 миллиардов тенге. Но и при такой цене у потенциального инвестора могут быть серьезные проблемы с экономической эффективностью предприятия. Если не привязать тариф к доллару.

– Для иностранных инвесторов такая страховка может быть привлекательной. Фактически это ставка на возврат их капиталов домой без курсового риска, если делаются инвестиции в инфраструктуру, – считает аналитик инвесткомпании Financial Bridge Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ. – Однако для национальной экономики это может быть не очень выгодным. Привязка тарифа к курсу может привести либо к необоснованной перекладке нагрузки на население, причем контрциклической, то есть растущей по мере ухудшения ситуации внутри страны, либо может вызвать отрицательную доходность для инвестора, если он вкладывался не в долларах, а в тенге. А если тенге укрепится? Скажем, нефть вырастет до 100 долларов за баррель. То тариф в тенге упадет. Правда, упадет только величина тарифа. Он не станет отрицательным. Если же вкладывались изначально тенге, то привязка к доллару выгодна при расчете на девальвацию тенге.

– Мы полагаем, что тарифообразование на электро-энергию необходимо дедолларизировать. Мы считаем, что с точки зрения национальной экономики такая привязка к доллару не обоснованна, – ответил “КАРАВАНУ” заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим КОНОНОВ. – Предлагаемая поправка затрагивает интересы всех потребителей. Кроме того, эта мера значительно ухудшит конкурентоспособность продукции горно-металлургических предприятий, потребляющих до 60–70 процентов электроэнергии в стране, на мировых рынках, а также повысит финансовую нагрузку на граждан, чьи доходы не индексируются по отношению к курсу доллара. Поэтому мы полагаем, что такое законодательное изменение должно первым делом пройти общественное обсуждение с участием бизнеса и населения.