Миниатюры заговорили - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+18 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Миниатюры заговорили

Миниатюры заговорили

Книга "История Казахстана в восточных миниатюрах", выпущенная на трех языках алматинским издательством "Дайк-пресс" - книга удивительная, имеющая все шансы изменить как минимум всю школьную программу по истории нашего государства.

  • 27 Августа 2010
  • 4405
Фото - Caravan.kz

Сегодня в гостях у Караван.kz — автор, доктор исторических наук, директор Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова, профессор Меруерт Абусеитова.

— Меруерт Куатовна, расскажите, пожалуйста, как создавалась монография?
— Проект был в планах уже давно, так как я занимаюсь исследованием письменных восточных источников, анализом всех сведений, которые приводятся в них. А ведь это и сочинения, написанные на персидском, тюркском, китайском и других языках, то есть сочинения очевидцев событий, тех, кто в них непосредственно участвовал, жил в эту эпоху. Следовательно, их взгляды наиболее объективны. Когда мы собирали материал для этой книги, то ощущали себя героями приключенческого фильма. Это было чрезвычайно интересно, потому что порой я не знала, найду ли те или иные миниатюры. Есть среди них известные, о месте хранения которых мы знаем. Но иногда наталкиваешься на миниатюры, которые были неизвестны нашей истории. Например, картина итальянского художника Джузеппе Кастильоне во Франции, в музее Гиме.

История этой находки такова: я работала во Франции в музее с рукописями и стала участницей встречи с тогда Чрезвычайным и Полномочным Послом РК во Франции Акмарал Хайдаровной Арыстанбековой. И вот она сказала, что есть такая картина, спросила, имеет ли она ценность. Я говорю: конечно, пойдемте скорее! Представляете, эта картина находится в запасниках, она не выставлена. Я об этой картине не знала и так бы и не узнала, если бы не случайность. Картина 1757 года называется: «Казахи даруют лошадей». Сюжет уникальной картины подтверждается в известном китайском источнике, который мы нашли в Первом историческом архиве Китая. Эти посланники — послы Абылай-хана.

Они дарят коней казахской породы, которые очень ценились. В подтверждение этого факта я нашла в источниках информацию, что, к примеру, в Индию из Казахстана переправлялись по 40 000 голов через Афганистан посредством купцов. Насколько они ценились! А теперь поглядите: в дар казахскому правителю в ответ приготовлены оружие, золотые дары и другие подарки. Это был равноправный дар!
— О чем это говорит?
— Сейчас мы с вами перейдем к самому интересному. Не так давно доктор исторических наук Бахыт Еженхан нашел одно письмо в Первом историческом архиве Китая. Это письмо Абылай-хана к императору Цяньлуну — одно из примерно трех тысяч писем наших правителей китайскому императору. В числе прочих были письма Абылай-хана, они были очень доверительны. Абылай-хан мог попросить прислать лекарства от различных заболеваний, от простуды, головной боли и т. д. Цяньлунь всегда отвечал положительно и посылал через своих посланников то, что просили. А теперь вспоминаем учебники по истории Казахстана: до настоящего времени было мнение, что казахские ханы являлись вассалами Цинского государства. Но это письмо открыло объективное существо дело: ни одного слова не было о вассалитете, подчинении.

Оказалось, что в том же Первом историческом архиве сохранились перевод этого письма на маньчжурский, китайский языки, для того чтобы донести смысл письма Цяньлуну. Оказывается, что чиновники, которые докладывали императору о поступлении писем в канцелярию, в перевод письма добавили информацию, что казахский хан Абылай считает себя вассалом Цяньлуна. Бахыт Еженхан констатировал, что, возможно, китайские чиновники хотели подольстить императору и подчеркнуть его могущество, влияние.
— Вот это открытие!
— Перевод письма был опубликован. И на этом примере я хочу показать, насколько важны исследования востоковедов, которые работают в архивах, анализируют материалы и как много неизвестных фактических данных событийной истории казахов уже сейчас при изучении комплекса документов выявляют истину событий. Поэтому сейчас надо быть очень осторожным при написании учебных пособий и учебников.
— Выходит, эта книга способна изменить не только историю Казахстана, но и современные политические отношения?
— Это произошло всего несколько месяцев назад. Корректируются и объективно рассматриваются все события, которые происходили в тот период. Я человек очень осторожный и к любой сенсации отношусь серьезно. Поэтому здесь следует говорить больше о том, что требуется совместная работа как казахстанских, так и китайских ученых. Ведь все это направлено на общее дело — изучение истории наших государств, взаимоотношений и укрепление связей.
— Очень интересно, как всего одна находка меняет ситуацию.
— В том-то и дело, что в данном вопросе необходим комплексный подход, то есть нельзя базироваться только на одной находке: за ней обязательно должна быть вереница подтверждающих фактов. Например, письмо Абылай-хана подтверждается картиной о равноправном обмене дарами.
Самое интересное, что я хочу отметить — подход к написанию данной книги. Помимо междисциплинарного, комплексного подхода мы использовали историко-аналитический. Существуют серии альбомов, которые описывают просто сами миниатюры. Здесь же я попыталась через эти миниатюры изучить исторические факты. Помните Раевского — «Портреты заговорили»? Так и получилось здесь — портреты наших предков заговорили.
Каждая из этих миниатюр представляет собой богатую историческую информацию. По картинам мы видим быт, одежду, взаимоотношения наших древних тюрков и согдийцев. Это богатейшая история, которая говорит о том, что было раньше. Вот, посмотрите — о чем идет разговор на картине? О торговле. Мы видим, чем именно торговали, во что одеты торговцы. Обо всем можно прочитать в миниатюрах.
Есть пример богатейшего материала в одном только памятнике: Памятник Аньцзя — представляет собой сто одну картину, по которым мы можем узнать и о дипломатии, и о быте, торгово-экономических отношениях, музыкальной культуре, и, вообще, о взаимоотношениях людей.
Мой подход — скрупулезный и тщательный. Смотрите: вот портрет Бартан-Бахадура и его супруги Сунигуль Фуджин (дедушки и бабушки Чингиз-хана). Обратите внимание на головной убор женщины. Головной убор у каждого народа — главный элемент наряда. Те же саукеле — истоки ведут к истории с VI по XIX века. Только на одной истории головного убора мы можем также воссоздать историю народа.
Я хочу заострить ваше внимание вот на чем: изобразительная картина и письменный источник — это лаборатория историков.
— Получается, теперь придется переписывать учебники по истории Казахстана?
— Мы давно об этом говорим. Самое главное — о чем я говорю на всех конференциях и совещаниях — как закрепить результат всей нашей работы. Работа выполнена в рамках Государственной программы Мадени мура (Культурное наследие). И все сведения, полученные в рамках этой программы, обязательно должны быть включены в учебники и хрестоматии по истории Казахстана и даже истории Средней Азии. Я считаю, что для наших коллег и моих друзей из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана эта книга — большая помощь. Многим из них материалы, с которыми мы работали недоступны, так как они находятся в различных зарубежных архивах. А ведь они проливают новый свет на нашу историю — нашу общую историю. Мы имеем общность традиций, религии, языка, культуры. И были вместе всегда — с древних времен, включая период СССР.
— Почему в качестве основного источника информации использованы именно миниатюры?
— Я уже говорила раньше, что изобразительное искусство дает богатейшую информацию для изучения. При комплексном подходе можно найти очень много нового. Я изучаю и письменные источники, нельзя забыть и об устном творчестве, об археологических находках. Здесь же решила показать с помощью данной книги-альбома, насколько важно и изобразительное искусство. Впервые предпринята такая попытка написания истории Казахстана по восточным миниатюрам. В настоящее время, существуют книги-альбомы восточные миниатюры Ирана, Индии, других государств, но эта книга впервые освещает историю Казахстана в восточных миниатюрах.
— Не так давно появились учебники по альтернативной истории нашего государства. Каждый трактовал факты как хотел. И детям было непонятно, где правда, а где ложь. А вас не обвиняли в субъективности?
— Хочу подчеркнуть, что объективность всегда базируется на документах, фактах. Что такое междисциплинарный подход — это и история (включающая археологию, источниковедение, нумизматику, этнологию, антропологию), филология (язык и литература), философия, экономика, культура, изобразительное искусство. Это не картины сегодняшнего дня, которые описывают то время — они написаны современниками тех событий. Если бы я использовала только письменные источники — это была бы половинчатая объективность. Но когда все источники говорят об одном и том же факте, да еще подкреплены артефактами — мы можем быть уверены в объективности. Конечно, я как автор выражаю только свою точку зрения, но я ее обосновываю на базе солидного источникового материала.
— Каковы отзывы зарубежных коллег монографии?
— В процессе создания «Истории Казахстана в восточных миниатюрах» мне довелось поработать со многими известными учеными, во-первых, это известный искусствовед из Таджикистана, моя коллега, Л. Н. Додхудоева, Алисон Охта, Урсула Симс Вильямс из Великобритании, Жан Поль Дерош из Франции, Томас Псот из Швейцарии. И все они высоко оценили эту книгу.
— Каковы ваши планы? Ведь настоящий исследователь никогда не останавливается?
— Конечно, еще очень много неизведанного. Следующий труд — это книга-альбом по материалам фонда швейцарского путешественника Анри Мозера по истории Казахстана. Он четырежды был в казахских степях, посетил казахских правителей, общался с ними. Ранее данный материал не обнародовался. Путешественник оставил очень много архивных материалов, очерков, путешествий. Самое главное — богатые артефакты, в Бернском историческом музее. Например, настенный атласный (бархатный) ковер тускилем — убранство казахской юрты, с отражением политической иерархии казахских правителей. К сожалению, эти артефакты не сохранились у нас.
А сколько оружия, предметов прикладного искусства! И это все хранится в Бернском историческом музее. В том числе фотоальбом «Туркестан»! Анри Мозер фотографировал наших султанов. В фотографиях, он запечатлел разные стороны жизни и быта казахов. Доктор Томас Псот — хранитель фонда с нетерпением ждет книги-альбома. Сейчас книга уже в процессе доработки, добавляются последние штрихи. Она внесет огромный вклад в историю казахского народа, культуру.
Историк находит факты — одна работа вышла, вторая, третья. А в конце концов это будет большая летопись истории казахского народа на основе всего нововыявленного.
— Это правда, что книга будет презентована зарубежом? Об этом уже давно ходят слухи и все научное сообщество Казахстана взбудоражено ими.
— В сентябре совместно с зарубежными учеными планируем провести презентацию в Казахстане. А затем будут презентации книги и в других государствах.