За январь-декабрь 2023 года КГД собрал 23,5 трлн тенге налогов. Это на 10 % больше итогов предыдущего года. Но, так как планка для налоговиков была поднята очень высоко – 25,8 трлн тенге, план по налоговым сборам был выполнен только на 91 %.
Комитет госдоходов недобрал средств по корпоративному подоходному налогу (КПН, 1,1 трлн тенге), НДС на импорт (415 млрд), налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ, 209 млрд млрд) и экспортной таможенной пошлине на сырую нефть (118 млрд).
Это произошло потому, что в 2023 году цены на нефть в среднем за год снизились на 17 %.
Одновременно КГД смог собрать больше налогов по НДС на товары внутреннего пользования (больше 265 млрд тенге от плана) и импортным таможенным пошлинам (плюс 142 млрд тенге).
Также выросли более чем в 3 раза по сравнению с 2022 годом неналоговые поступления (1,9 трлн). В основном — из-за роста объема выплат по дивидендам на госпакеты акций (1,1 трлн тенге).
Иначе говоря, бюджет в прошлом году поддержали высокий потребительский спрос и дивиденды от госхолдингов. Но в условиях Казахстана это не совсем надежные источники. Каждый кризис показывает, что казахстанцы умеют экономить и урезать свои расходы. Да и государственные компании — не самые доходные предприятия, они не всегда приносят прибыль (Что мешает иностранцам покупать казахстанские предприятия), и не всегда готовы делиться деньгами с государством.
Все это говорит о том, что происходят сдвиги в налоговой системе страны. Все больше денег поступает от налогов, связанных с розничным рынком и расходами населения.
Но пока структура поступлений в консолидированный бюджет за последние 5 лет не претерпела заметных изменений: наиболее существенную долю занимают налоги из республиканского бюджета (в среднем 37 %, см. ниже).
Расходы бюджета в 2023 году выросли на 27 %, или 6,1 трлн тенге — до 28,6 трлн, превышая доходную часть на 12 %, или 3,1 трлн тенге. Такой рост был обеспечен в основном увеличением расходов на погашение и обслуживание госдолга (плюс 1,3 трлн), образование (плюс 1,3 трлн), соцпомощь (788 млрд) и ЖКХ (612 млрд).
Авторы обзора считают, что с 2019 по 2023 год рост доходов бюджета (104 %) отставал от прироста расходов (191 %). Из-за этого выросли заимствования бюджета (рост в 1,7 раза, до 5,5 трлн в 2023 году) (Ещё один ресурс для "хотелок" правительства). Еще больше правительство вынуло из Нацфонда (20,9 трлн тенге за 5 лет).
В итоге на погашение и обслуживание долга правительство тратит 16 % от бюджета. Только за прошлый год расходы на обслуживание и погашение долга выросли сразу на 41 %!
Вместо этого все меньше денег остается на соцпомощь (с 23 % до 18 % за 5 лет) и прочие расходы (с 26 % до 17 %).
По плану социально-экономического развития в 2024 году у бюджета должен быть небольшой профицит – в 400 трлн тенге. Но есть риск, что все эти планы не сбудутся. Если цены на нефть упадут, если снова отложат проект расширения добычи нефти и газа на Тенгизе, если снова начнутся проблемы в поставках по КТК, если не будет форс-мажоров в социальной сфере, в ЖКХ или на транспорте, если остановка вокруг страны ухудшится… Слишком много "если", от которых зависит уровень жизни в Казахстане.