Минфин: итоги и налоги - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Минфин: итоги и налоги

Минфин: итоги и налоги

Состоявшаяся недавно коллегия министерства финансов с участием премьер-министра РК Карима Масимова не просто подвела итоги очередного финансового года.

  • 18 Февраля 2010
  • 2231
Фото - Caravan.kz

Она подытожила целый важнейший и драматический для страны период мирового финансового кризиса, поразившего весь мир, избежать последствий которого не удалось ни одной стране.
Минфин — важнейшее звено государства, его «генеральный штаб».От его работы во многом зависят судьба и развитие страны. Как сказал в своем выступлении министр финансов Б. Жамишев, прошлый год стал для Казахстана временем активного и системного реагирования на возникающие социально-экономические проблемы, связанные с вызовами мирового экономического кризиса, с одной стороны, и наращивания потенциала и создания новых возможностей, нацеленных на перспективу, — с другой.
Минфин также определил основные направления своей деятельности в свете послания Президента народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем, новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года.
Расходы государственного бюджета по предварительным данным на 1 января 2010 года, без учета погашения займов составили — 4 003,0 млрд.тенге, или 97,7% к плану финансирования на год. В том числе расходы республиканского бюджета — 3 311,3 млрд.тенге, или 98,2 % к плану финансирования по платежам на год, местные бюджеты — 2 100,9 млрд.тенге к плану финансирования — 2159,6 млрд.тенге и исполнены на 97,3%.
Но кризис не мог не сказаться на бюджете. При запланированном дефиците в сумме 666,9 млрд.тенге он фактически сложился в сумме 492,7 млрд. тенге. Сумма неосвоения по республиканскому бюджету составила 60,1 млрд.тенге, или по сравнению с прошлым годом увеличилась на 46,0 млрд.тенге. Факторы, повлиявшие на неисполнение бюджетных средств в Минфине делят на объективные — (экономия по государственным закупкам, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, не представление местными исполнительными органами, подтверждающих документы по целевым трансфертам), давшие в сумме 26,3 млрд.тенге и субъективные — (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды; отсутствие маркетингового анализа; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставления актов выполненных работ, счетов-фактур), давшие еще 33,8 млрд.тенге неосвоенных по бюджету средств.
В предыдущие финансовые годы администраторы республиканских бюджетных программ плохо контролировали освоение целевых трансфертов. Чаще всего они просто «механически» перечисляли их местным исполнительным органам — и на этом считали свою миссию законченной. А это вело к большим финансовым потерям.
В 2009 году, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, впервые между акимами областей, городов Астаны и Алматы и первыми руководителями администраторов республиканских бюджетных программ были заключены соглашения о результатах по целевым трансфертам, в которых предусматривалась двухсторонняя ответственность за использование целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета и за достижение прямых и конечных результатов. Это заметно дисциплинировало исполнителей бюджетных программ. Остатки бюджетных средств на контрольном счете наличности республиканского бюджета составили 56 млрд.тенге. Эти средства будут использоваться на финансирование продолжающихся инвестиционных проектов по принятым обязательствам 2009 года, согласно бюджетному законодательству.
Несмотря на весьма сложную экономическую ситуацию, объем финансовой помощи, оказываемой регионам, в виде целевых трансфертов, с учетом уточнения республиканского бюджета в 2009 году, составил 753,4 млрд.тенге или в 1,6 раза больше чем в 2008 году. Неисполнение исчисляется в сумме 14,8 млрд.тенге, из них по целевым текущим трансфертам — 4,5 млрд.тенге, по целевым трансфертам на развитие — 10,3 млрд.тенге.
Ухудшение мировой конъюнктуры для казахстанского экспорта, общее снижение деловой активности поставили сложные задачи по сбору налогов.
По состоянию на 1 января 2010 года недоимка по налогам и платежам в бюджет равна 100 289,2 млн.тенге, в сравнении с началом 2009 года сумма недоимки увеличилась на 19 407,8 млн.тенге, или на 24,0%. Основной рост недоимки приходится на корпоративный подоходный налог — с начала года по этой позиции она увеличилась на 14 182,1 млн.тенге (доля в общем объеме недоимки — 55,4%); и НДС на товары внутреннего производства — увеличение недоимок на 3 387,6 млн.тенге (доля в общем объеме недоимки — 31,2%) в связи с доначислением сумм по актам проверок налоговых органов.
Пострадала, пусть и меньше, пенсионная система. Недоимка по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды по состоянию на 1 января 2010 года составила 4 446,3 млн.тенге, по сравнению с 1 января 2009 года она увеличилась на 133,4 млн.тенге или на 3,1%.
В рамках реализации Дорожной карты по предварительным данным из республиканского бюджета были перечислены средства местным исполнительным органам в сумме 134,7 млрд.тенге, которые освоены местными исполнительными органами в сумме 131,2 млрд.тенге, или 97,4% к сумме перечисленной из РБ.
По предварительным данным Минтруда и социальной защиты населения на счет выделенных средств из республиканского бюджета и софинансирования из местных бюджетов отремонтированы и прошли реконструкцию 856 объектов системы ЖКХ; проведен текущий ремонт на 1 681 объектов образования, 492 объектов здравоохранения, 55 объектов спорта, 206 объектов культуры, 44 объектов социальной сферы.
Огромную роль сыграли средства Национального фонда. Он стал настоящей «подушкой безопасности» для страны в тяжелые времена. По состоянию на 1 января 2010 года активы Национального фонда исчисляются суммой в 4 542,8 млрд.тенге. Несмотря на общий мировой кризис, за истекший финансовый год перечислено поступлений в сумме 2 339,5 млрд.тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора — 1 371,4 млрд.тенге. Правда, как уточняют в Минфине, прогнозные показатели по прямым налогам не исполнены на сумму 21 млрд.тенге по поступлениям по налогу за добычу полезных ископаемых, поскольку ТОО «Тенгизшевройл» произвел уплату не в полном объеме (при уточнении республиканского бюджета ТОО «ТШО» по НДПИ была представлена сумма 1 412,8 млн.долл.США, или 211,9 млрд.тенге, фактически уплачено 122,3 млрд.тенге, в связи с тем, что уплата за 4 квартал 2009 года по сроку сложится в январе 2010 года).
Сегодня глава государства поручил Минфину обеспечить построение новой модели управления Нацфондом с учетом анализа адекватности модели Нацфонда Республики Казахстан в условиях кризиса. Необходимо внесение изменений и дополнений в Концепцию формирования и использования средств Национального фонда РК на среднесрочную перспективу. Основным условием при формировании новой модели Национального фонда РК (НФ РК) являлась приверженность его главной цели — накоплению средств для будущих поколений, реализуемой через его сберегательную функцию. И первые шаги в данном направлении уже сделаны: чтобы не допустить истощения НФ РК и эффективно использовать его средств, предусмотрена возможность направления фиксированного трансферта в абсолютном выражении ( примерно около 8 млрд. долларов) в республиканский бюджет, взамен ныне существующего гарантированного трансферта, лимитированного на уровне не более одной третьей части от активов НФ РК, в целях финансирования текущих расходов и бюджета развития. В рамках этой схемы Минфин предлагает следующие фискальные ограничения:
— расходы на обслуживание правительственного долга — не более объема инвестиционного дохода Фонда;
— расходы на обслуживание и погашение долга — не более 15% от поступлений в бюджет.

При реализации предлагаемой схемы, по прогнозным данным, активы Национального фонда РК к 2020 году, составят 90 млрд. долларов США или 30% к ВВП (при действующей политике — 44,7 млрд. долларов США или 15% к ВВП).
Такие «запасы» финансовых средств позволят Казахстану при любой мировой экономической «непогоде» уверенно смотреть в будущее.