Поход в школу начинается с кабинета директора. Здесь (или на подступах к нему, как было в нашем случае) вам объяснят правила поступления в ЭТУ школу. Правила негласные, но чрезвычайно строгие.
Правило первое: вы должны относиться к ЭТОЙ школе по микроучастку.
Правило второе: ребенок должен быть хорошо подготовленным к поступлению в первый класс – уметь бегло (!) читать, считать до 10, иногда складывать и вычитать, знать десяток-другой английских слов.
Для этого тут же, при школе, за год до поступления можно пройти подготовительную школу. С одной стороны, это удобно: и ребенок к школе быстро привыкнет, и, опять же, подготовится. С другой – выбора у вас нет. При поступлении в школу приоритет будет за теми, кто ходил готовиться именно в эту школу.
Мы в подготовительную школу ходили, но в другую. И потому, когда ранней весной пришли сдавать документы в первый класс, нас огорошили ответом: “Приходите в начале лета, потому что мест нет и, возможно, не будет. Желающих очень много”.
Любой родитель при этих словах впадает в панику. На то и расчет. Ведь в этом случае родители готовы на любые жертвы.
В нашей школе размер “жертвоприношения” был строго оговорен заранее – 30 тысяч – и именовался “спонсорской помощью” школе.
Не хочу обижать педагогов, возможно, что родительская помощь действительно идет на улучшение условий обучения. Только вместе с нами в школу поступал мальчик, который живет далеко от нашего микроучастка. Он вообще только что приехал из другого города. И ни читать, ни писать не умел. А значит, шансы попасть в нашу школу – нулевые.
Но его папа озабоченно советовался с женой в коридоре – если в качестве спонсорской помощи предложить не 30 тысяч, а, скажем, 500 долларов, то ведь шансы резко взлетят вверх? И боже упаси – какая ж это взятка?!