Об этом говорят данные министерства финансов, МВД и комитета по статистике.
Жадность на порог
В конце января комитет государственных доходов опубликовал наконец данные об исполнении государственного бюджета РК в 2016 году. Сведенные вместе с данными других госорганов, они показали, что на дорогах Казахстана царит вполне себе сформировавшийся рынок штрафов и взяток. Судя по расчетам. И он работает по нормальным экономическим законам.
Итак, в 2016 году подразделения ДВД МВД РК собрали 27 миллиардов 833 миллиона тенге штрафов. Это на 1,6 миллиарда больше, чем в предыдущем году. Все эти деньги поступили в распоряжение акиматов областей: по Бюджетному кодексу, сборы ДВД остаются на местах.
Если для государственного бюджета это мелочь – меньше половины процента от всех доходов, то для областей очень большие деньги. Например, ЮКО получила на штрафах 2,5 миллиарда тенге. Если вычесть трансферты из Астаны, то это составляет 2,7 процента всего бюджета области.
Чуть менее “жадные” – Алматинская, Восточно-Казахстанская и Жамбылская области: они “подняли” на дорогах от 2 до 2,5 процента бюджета. Два процента – очень большая доля. Это сравнимо с поступлениями по налогу на транспортные средства или земельному налогу.
Судя по тому, что суммы сборов постоянно растут, у полиции есть план пополнения бюджета. В итоге меняется ее роль: вместо того чтобы заниматься снижением аварийности и профилактикой на дорогах, патрули “пасут” водителей.
Но есть регионы, где сборы снижаются. Это случилось в СКО (– 8,23 процента), Карагандинской (– 6,65), Костанайской и Жамбылской (– 3) областях.
Мы поедем…
Сегодня в Казахстане зарегистрировано 4 миллиона 397 тысяч автотранспортных средств. Сюда включены легковые, грузовые автомобили и автобусы. Изобретем новый показатель: размер штрафа на один автомобиль в год. Или как у продавцов – средний чек. Он у нас составит 6 330 тенге в год.
Сумма просто смешная. Средний и самый популярный размер штрафа в отечестве – 10 МРП. Это превышение скорости, неправильный проезд перекрестка, отказ уступить дорогу спецтранспорту, неправильная остановка. В прошлом году это было 21 210 тенге. Судя по прессингу на водителей, каждый из них минимум пару раз в год встречается с полицией. Особо талантливые “видятся” раз в месяц. МВД регулярно публикует данные о таких “героях” с миллионами неоплаченных штрафов.
Половина из таких встреч заканчивается протоколом или его угрозой. Тогда средний чек на автомобиль должен быть минимум 10 тысяч. Куда ушли остальные 4 тысячи? Хотя есть подозрения, что мимо кассы уходит гораздо больше.
“6 октября 2016 года возбуждено уголовное дело в отношении полицейского дорожно-патрульной полиции МПС ДВД Жамбылской области… а также двух сотрудников указанного подразделения и четырех сотрудников миграционной полиции ДВД Жамбылской области по факту получения взятки”, – говорится в сообщении антикоррупционной службы Жамбылской области в конце октября. За каждый проезд сотрудники МПС ДВД Жамбылской области требовали от 1 тысячи до 10 тысяч тенге.
А если перенести эти цифры на другие регионы страны?
…мы заплатим
В разрезе регионов размеры чека выходят еще интересней. Самый большой штраф платят в Алматы – 14,4 тысячи тенге. Но акимат упорно говорит, что в городе постоянно находится 200 тысяч иногородних машин. Итого там “живет” 700 тысяч автомобилей, и тогда “штраф” падает до 10,5 тысячи тенге. Это, кстати, сравнимо с размером “штрафа” в Астане – 10,3 тысячи тенге в год.
Самый низкий чек платят жители Жамбылской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей – 3,6 тысячи тенге.
Выше среднего – в Кызылординской (6,9 тысячи), Атырауской (6,7 тысячи) и Мангистауской (6,4 тысячи) областях.
Каждый квартал комитет по статистике публикует данные по уровню жизни населения. По их данным, самые бедные области – это Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Костанайская, Северо-Казахстанская. Самые богатые – Астана и Алматы, Мангистауская и Кызылординская области.
Соответствие есть: богатые платят больше. Бедные – меньше. Ну и правильно. На то полиция у нас и местная, чтобы жить среди людей, знать, чем дышат, сколько могут отдать на штрафы… И когда начнут торговаться. Это означает полное соответствие рыночному закону ценообразования: цена на товар формируется при достижении равновесия спроса и предложения. В нашем случае размер чека зависит от активности полиции и уровня жизни в данном регионе. Люди в погонах совсем не дураки. Они же видят, что больше не дадут.
Делитесь счастьем
А если мы не правы? Если данные врут? Как проверить? МВД дает свои цифры по аварийности на дорогах. Это как раз и было главным доводом для повышения штрафов. Тем более сейчас в парламенте идут споры о снижении размеров штрафов.
Всего, по данным дорожной полиции, в 2012–2015 годах у нас было шесть очень буйных регионов. Это Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Павлодарская, Южно-Казахстанская области и Алматы. Вместе они дали 70 процентов всех зафиксированных ДТП. На дорогах страны в 2015 году погибло 2,5 тысячи человек, 1,5 тысячи из них – в этих областях. И за четыре года ни один показатель здесь серьезно не сократился.
Сравним этот черный список со списком налоговиков.
Средний чек в Алматинской области и ВКО – 5 тысяч тенге, в Жамбылской – 3,6 тысячи, ЮКО – 4,7 тысячи, Павлодарской – 5,4 тысячи. Это меньше, чем чек по стране – 6,3 тысячи. И только в Алматы он выше – 14,4 тысячи. Но столицы – не показатель. Это исключения, которые доказывают тенденцию.
И, наоборот, самые спокойные области платят самые большие штрафы. Это Атырауская, Кызылординская и Мангистауская области. В них по 400 ДТП в год, погибает наименьшее число людей. А главное – наметилась тенденция снижения аварийности. Однако водители платят здесь по 6,5–6,9 тысячи тенге штрафов в год. То есть больше, чем в среднем по стране.
Как видно, нет никакой взаимосвязи между аварийностью на дорогах и размерами сборов ДВД. Но есть четкая взаимосвязь с общим уровнем жизни местного населения. Невидимая рука рынка давно уж простерлась над казахстанскими дорогами. Работает она четко. И полиция, наверное, первая из государственных органов усвоила главные принципы рыночной экономики. Другим чиновникам можно брать пример с нее, как быстро и рыночными методами решать вопросы по разрешению конфликтных ситуаций.